Площадь ватерлинии. Элементы площади ватерлинии

Ватерлиния, нанесённая на корпус корабля (чёрным)

Ватерли́ния (англ. waterline ) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна . Также - в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

Различают следующие ватерлинии:

Действующая ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне. Площадь ватерлинии используется для вычисления коэффициента полноты корпуса. Форма площади ватерлинии, точнее её момент инерции , является фактором, определяющим устойчивость формы . Очевидно, в зависимости от условий нагрузки, крена и дифферента форма площади ватерлинии, а с ней и устойчивость, могут меняться.

Длина по ватерлинии служит характерным линейным размером в определении числа Фруда для водоизмещающих судов и, соответственно, их теоретической скорости.

Грузовая марка

Грузовая марка (Plimsoll line)

Все коммерческие суда должны иметь на борту отметку под названием грузовая марка (также известна под названиями англ. Load line,Plimsoll line ).

До того, как эта отметка стала обязательной (первый прецедент в новой истории - британский закон о грузовой марке 1890 г., по которому минимально допустимая высота надводного борта устанавливалась не судовладельцем, а государственным органом), было потеряно много судов. Основная причина - перегрузка, обусловленная стремлением в получении дополнительной прибыли от перевозки , которая усугублялась разницей в плотности воды - в зависимости от её температуры и солёности осадка судна может существенно меняться.

Грузовая марка - это специально наносимая на мидель судна отметка, по которой суперкарго (лицо, ответственное за погрузку, доставку и разгрузку груза) определяет уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено, то есть грузовую ватерлинию . При загрузке судна оно садится глубже в воду и отметка опускается ближе к поверхности воды.

В 1870-х годах британским политиком Сэмюэлем Плимсолем была предложена система универсальной маркировки судов, которая позволила определять максимальную загрузку корабля в зависимости от времени года и региона.

Таблица соответствия осадки судна его загрузке и риске грузовой марки

Буквы на грузовой марке означают:

Примечания

Литература

Ватерлиния:

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Суворов Н. С., Иванов В. П., Фёдоров В. П. Современные боевые корабли. - ДОСААФ СССР, 1978. - 285 с.
  • Фрид Е. Г. Устройство судна. - Л. : Судостроение, 1989. - 344 с. - 25 000 экз. -

Ватерлиния

Ватерлиния нанесенная на корпус корабля (черным)

Ватерли́ния (нидерл. waterlinie ) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна . Также - в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

Различают следующие ватерлинии:

  • конструктивная ватерлиния (КВЛ) - то есть расчетная, определяемая для полной загрузки судна;
  • грузовая ватерлиния - рассчитанная для заранее определенной нагрузки и условий плавания;
  • действующая ватерлиния - текущая, при данной нагрузке и условиях;
  • теоретические ватерлинии - набор сечений через равные расстояния, формирующий один из видов теоретического чертежа: план.

Действующая ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне. Площадь ватерлинии используется для вычисления коэффициента полноты корпуса. Форма площади ватерлинии, точнее ее момент инерции является фактором, определяющим остойчивость формы . Очевидно, в зависимости от условий нагрузки, крена и дифферента форма площади ватерлинии, а с ней и остойчивость, могут меняться.

Длина по ватерлинии служит характерным линейным размером в определении числа Фруда для водоизмещающих судов , и соответственно, их теоретической скорости.

Грузовая марка

Грузовая марка (Plimsoll line)

Все коммерческие суда должны иметь на борту отметку под названием грузовая марка (англ. load line, Plimsoll line ). Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено, то есть грузовую ватерлинию . При загрузке судна оно садится глубже в воду и отметка опускается ближе к поверхности воды.

До того, как эта отметка стала обязательной, много судов было потеряно по причине перегрузки. Иногда причиной перегрузки является стремление в получении дополнительной прибыли от перевозки, а иногда разница в плотности воды - в зависимости от её температуры и солёности осадка судна может существенно меняться.

Британским политиком Сэмюэлем Плимсолем был предложена система универсальной маркировки судов, которая позволила определять максимальную загрузку корабля в зависимости от времени года и региона.

Буквы на грузовой марке означают:

Зимой часты штормы. Высокая волна может раскачать судно или залить палубу, поэтому требуется дополнительный запас плавучести. Северная Атлантика - особо штормоопасный район, плюс опасность обледенения - там запас плавучести должен быть ещё больше. Тропические воды, наоборот, тихие , там можно смело нагружать судно.

Остальные две марки - F и TF - соответствуют S и T, пересчитанным на плотность пресной воды.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ватерлиния" в других словарях:

    Ватерлиния … Орфографический словарь-справочник

    - (гол. и англ. water вода, и лат. linea черта). Черта, по которую судно с кладью может погружаться в воду. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАТЕРЛИНИЯ от англ. water, вода, и лат. linea, черта. Черта … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Water line) кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь

    - (от нидерл. water вода и lijn линия) линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Грузовая ватерлиния, отмечаемая грузовой маркой, совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна и соответствует… … Большой Энциклопедический словарь

    Линия вдоль борта судна, определяющая предельную осадку судна с полной загрузкой. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ВАТЕРЛИНИЯ, ватерлинии, жен. (голланд. waterlinie) (мор.). Линия по борту, до которой судно погружается в воду. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [тэ ], и, жен. (спец.). Линия по борту, до к рой судно погружается в воду при нормальной осадке. Грузовая в. (совпадающая с поверхностью воды при полной загрузке судна). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., мор. черта на корпусе судна, по которую оно сидит в воде; огруз, огрузка, осадка. Черта эта строителем вычисляется наперед и означается на чертеже судна. Ватерпас муж., голланд. снаряд, показывающий плоскость по уровню, как стоит… … Толковый словарь Даля

В статье рассказывается о том, что такое ватерлиния, для чего она нужна и когда впервые был введен закон об обязательном использовании одной из ее разновидностей.

Корабли

Очень долгое время единственным и относительно быстрым способом путешествия оставались корабли. Конечно, их использование влекло за собой целый ряд ограничений, но более удобных и безопасных альтернатив попросту не было.

Со временем, когда были изобретены более-менее надежные навигационные приборы, люди смоги путешествовать между континентами, что было настоящим прорывом. Постепенно, когда кораблестроители смогли усовершенствовать конструкцию судов, на них стали в обязательном порядке появляться отметки ватерлинии. Но что такое ватерлиния и зачем она нужна? В этом мы и разберемся в данной статье.

Определение

Слово это происходит из нидерландского языка, что вполне логично. Ведь именно это королевство было одним из первых, которое отличалось высоким качеством своего флота.

Ватерлиния - это линия, по которой происходит соприкосновение спокойной поверхности воды с корпусом корабля или иного плавающего судна. Если рассматривать этот термин с точки зрения проектирования кораблей, то ватерлиния - это сечение корпуса горизонтальной плоскостью на чертеже. Так что теперь мы знаем, что такое ватерлиния.

Виды ватерлиний

Ватерлиния бывает следующих видов:

  • Конструктивная - это линия, которая берется за основу при построении теоретического чертежа. На основе предварительный расчетов, она показывает различные типы
  • Грузовая ватерлиния создана для определения максимально допустимой просадки судна из-за его загруженности. Обычно подобная ватерлиния судна совпадает с конструктивной.
  • Расчетная показывает осадку, по которой определяются теоретические характеристики судна.
  • Действующая не наносится на корпус судна, это понятие, которое определяет текущий уровень просадки корабля в зависимости от его загруженности или типа воды.

Если говорить о ватерлинии действующей, то она определяется в зависимости от множества факторов, к примеру, формы корпуса судна, плотности материала, из которого оно построена, веса, волнения воды и прочего.

Площадь ватерлинии может служить для вычисления коэффициента полноты корпуса. Однако, в зависимости от нагрузки, погоды, плотности воды и остальных факторов, площадь ватерлинии может сильно варьироваться, а вместе с ней крен и устойчивость судна. Если говорить о ее длине, то она служит в качестве линейного размера при определении числа Фруда для судов с водоизмещением, а значит, и их скорости в теории. Теперь мы знаем, что такое ватерлиния.

Однако более подробно разберем такую ее разновидность, как грузовая марка.

Грузовая марка

В 1890 году подобная отметка стала обязательной на всех грузовых суднах. В отличие от иных разновидностей ватерлинии, ее назначение имеет более практичную роль.

Дело в том, что до введения подобной ватерлинии многие торговые суда тонули из-за перегруза, сказывалась разница плотности воды, в зависимости от региона, времени года, ее солености и прочего. Тогда была введена грузовая ватерлиния. С ее помощью человек, ответственный за погрузку, рассчитывает максимально допустимую нагрузку на судно, сверяясь с маршрутом, погодными условиями, типом воды и другими параметрами. Пример таких отметок можно увидеть на фото ниже.

Проще говоря, грузовая марка была введена для того, чтобы следить за загруженностью судна, и если вода ниже ватерлинии, то все в порядке. Но как уже говорилось, зависит это от типа воды, времен года и прочих параметров. В 1890 году в Британии был принят закон об обязательном использовании грузовой марки.

МОДУЛЬ 3. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА

Кривая водоизмещения и грузовой размер. Грузовая шкала

Для определения осадки по водоизмещению или, наоборот, водо­измещения по осадке используют кривую водоизмещенияV (z). Чтобы ее построить, необходимо вычислить интеграл с переменным верхним пределом:

где х н и х к - абсциссы точек пересечения ватерлиний с линиями форштевня и ахтерштевня соответственно при осадке z .

Вид кривой V (z) представлен на рис. 6, где также изображены кривые V в (z) и М (z) =ρV в (z) . Кривая V в (z) характеризует объем­ное водоизмещение с учетом выступающих частей (обшивки, килей и т. п.), а М (z) - водоизмещение с учетом плотности воды (масса).

Кривая М (z) называется грузовым размером. Плотность воды за­висит от района плавания, а также от температуры воды (т. е. от се­зона), поэтому иногда строят ряд кривых М (z) для различных ρ .


Рис. 6. Кривая водоизмещения и грузовой размер для обычного судна.

Чтобы определить V ,х с ,z с ,необходимо знать площади ватер­линий S и абсциссы х f центров тяжести этих площадей. Для расчета остойчивости следует вычислить моменты инерции площадей ватерлиний относи­тельно координатных осейОх, Оу и оси ff, проходящей через центр тяжести пло­щади ватерлинии.

Вначале найдем элементы площади ватерлинии для судна, сидя­щего прямо и на ровный киль. Выделим элементарную площадь, (рис. 1) длиной dx и шириной : dS = 2ydx, тогда

. (1)

Рис. 1. К определению элементов площади симметричной ватерлинии.

Абсцисса центра тяжести площади ватерлинии равна

х f =M y / S ,(2)

где M y - статический момент площади ватерлинии относительно оси Оу. Для определения М у выпишем сначала выражение для ста­тического момента элементарной площади dS: dM y = xdS = x2ydx, откуда

. (3)

Теперь получим формулы для определения осевых моментов инерции площади ватерлинии относительно главных центральных осей

Найдем момент инерции dI x элементарной площади dS ,для чего воспользуемся известной из теоретической механики формулой для момента инерции площади прямоугольника относительно главнойцентральной оси: , где b = dx , h = 2y , т. e.

.

. (4)

Момент инерции площади ватерлинии S относительно осиff равен

, (5)
где I у - момент инерции площади ватерлинии относительно оси Оу , определенный по формуле

, (6) так как элементарный момент инерции площади dS равен ;Sx 2 f - переносный момент инерции.

В процессе эксплуатации судно может плавать с начальным кре­ном, когда ватерлиния несимметрична относительно ДП. Чтобы рас­считать для данного случая площадь, статические моменты, моменты инерции и другие элементы введем правые у п и левые у л ординаты (рис. 2).



Рис. 2. К определению элементов площади несимметричной ватерлинии

Согласно рис. 2 выражение для площади элемента с учетом того, что у п отрицательна, можно записать в виде dS = y n dx- у л dx =(у п - у л ) dx , а площадь ватерлинии как

. (7) Аналогично для статического момента площади S относительно оси Оу получим

(8)

(9)

Для несимметричной ватерлинии статический момент площади относительно осиОх не равен нулю. Статический момент для правой элементарной площадки равен

,

для левой –

,

суммарный -

Тогда формула для полного статического момента запишется в виде

.(10)

Центр тяжести F площади ватерлинии будет находиться от ДП на расстоянии

§ 4. Форма судового корпуса

Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса движущихся судов представляют собой удлиненное тело, ограниченное кривыми поверхностями, создающими обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха его движению. Корпуса таких судов имеют заостренные оконечности и плавные переходы боковых поверхностей в днищевые плоскости. Корпуса стояночных судов пли судов, скорость транспортировки которых не имеет большого значения, наоборот, делают для упрощения технологии постройки, прямоугольными или плоскостной формы с резко выраженными гранями.

Передняя, по направлению движения, оконечность корпуса называется носовой, и по принятым правилам судостроительного черчения на чертежах всегда изображается справа; противоположная оконечность, называемая кормовой, изображается на чертежах слева.

Корма судна имеет более сложную конфигурацию, чем носовая оконечность, так как в кормовой оконечности размещаются различные устройства, обеспечивающие маневренность судна (гребные винты, рули и т. п.), которым необходимо обеспечить наилучшие условия работы.

Для того, чтобы судно, идущее по сильно взволнованной водной поверхности, не зарывалось оконечностями в волну, борта корпуса в носовой оконечности по высоте расширяют (разваливают). Формы обводов современных судовых корпусов созданы в результате долголетней отработки.

Появление опытовых бассейнов позволило обеспечить выбор оптимальной формы корпуса судна на научной основе при использовании метода моделирования.

Форма корпуса всех движущихся судов в поперечном сечении делается симметричной для того, чтобы оказываемые его движению сопротивления на каждую сторону корпуса взаимно уравновешивались и действия руля на каждый борт были бы одинаковы.

Поверхности, ограничивающие корпус судна сверху, с боков и снизу, соответственно называются верхней палубой, бортами и днищем.

Общее представление о геометрической характеристике формы корпуса судна дает метод сечения корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями: вертикальной плоскостью симметрии, проходящей вдоль корпуса посередине его ширины; горизонтальной плоскостью, проходящей вдоль корпуса и делящей его на две несимметричные части: на надводную и подводную, и вертикальной плоскостью, перпендикулярной первым двум и проходящей посередине расчетной длины судна (рис. 1).

Вертикальная плоскость, проходящая вдоль корпуса судна и делящая его теоретическую поверхность на две симметричные части, называется диаметральной плоскостью (ДП).

Основной плоскостью (ОП) называется горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку килевой линии корпуса.

Основной линией (ОЛ) называется линия пересечения основной и диаметральной плоскостей.

Поскольку корпус судна имеет очень сложную форму, то при его изготовлении, а также при монтаже на нем всех деталей насыщения судна (механизмы, аппараты, оборудование и прочее), установочные размеры этих деталей можно определять по высоте и ширине судна только от этих двух плоскостей.

Линия, образующаяся при пересечении верхней палубы с диаметральной плоскостью, называется палубной линией. Палубная линия морских судов имеет изогнутую форму с подъемом от середины длины судна к оконечностям. Такой продольный изгиб палубной линии называется седловатостью палубы . Палубная линия речных судов, к мореходным качествам которых не предъявляют повышенных требований, делается прямой, без седловатости.

Рис. 1. Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями. I-диаметральна я плоскость; II-плоскост ь мидель-шпангоута; III - плоскость конструктивной ватерлинии. 1-верхня я палуба; 2 - борт; 3- днище; 4 - форштевень; 5 - килевая линия 6ахтерштевень; 7-палубна я линия; 8 - бортовая линия; 9 -нос; 10- корма; h- стрелка погиби.


Бортовая линия палубы - линия пересечения теоретической поверхности борта и палубы или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом.

Килевая линия (КЛ) - линия пересечения днищевой части теоретической поверхности корпуса с диаметральной плоскостью. Килевая линия имеет разнообразные формы в зависимости от назначения и типа судна (рис. 2).

Килевая линия большинства современных судов горизонтальна. Наклонная килевая линия встречается у судов с так называемым конструктивным дифферентом, который делается для заглубления винта и руля и для их защиты при малой осадке судна. Килевая линия с уступом - реданом встречается у быстроходных легких судов (катеров). В этом случае на ходу судна носовая часть корпуса выходит из воды, а кормовая часть скользит (глиссирует) на водной поверхности. Килевая линия судов специальных типов (подводные лодки, яхты и т. п.) часто бывает криволинейной, что объясняется специфическими особенностями их эксплуатации.


Рис. 2. Палубная и килевая линии различных судов: а - морских; б - речных; в - с конструктивным дифферентом; г - с реданом (с уступом); д - криволинейная (специальные суда - яхты и т. п.).


Кромки, образующиеся при пересечении бортовых поверхностей корпуса с диаметральной плоскостью в носовой и кормовой оконечностях, по которым сопрягаются поверхности правого и левого борта, называются штевнями . Носовой штевень, расположенный по ходу судна впереди, называется форштевнем, кормовой штевень - ахтерштевнем.

Форма обводов штевней вырабатывалась на практике обычно в соответствии с назначением судна.

Характерные формы форштевней показаны на рис. 3:

А) наклонный форштевень, характеризующийся прямой наклонной линией, в подводной части плавно или под углом переходит в килевую линию. Такой форштевень придает судну как бы устремленность вперед, но делается он таким не только ради эстетического впечатления, а также исходя из практических соображений: наклонный форштевень в сочетании с развалом бортов в носовой оконечности увеличивает полезную площадь верхней палубы и улучшает всхожесть судна на волну;


Рис. 3. Характерные формы судовых форштевней: а - наклонный; б-клиперский; в - бульбообразный; г - ледокольный; д - прямой.


б) клиперский форштевень характеризуется плавной образующей линией, направленной верхним концом вперед. Такой форштевень делается по тем же соображениям, что и предыдущий, его форма заимствована у парусных судов;

В) бульбообразный форштевень имеет над водой наклонную прямую или вогнутую линию, его подводная часть имеет каплеобразную форму и опущена несколько ниже килевой линии. Такой форштевень предусматривается на судах с относительно большой шириной корпуса для уменьшения сопротивления воды движению и увеличения скорости хода судна;

Г) ледокольный форштевень в надводной части характеризуется наклонной прямой, которая, не доходя немного до уровня воды, приобретает плавный наклон до 30° (выработанный на практике), наклон продолжается в подводной части до плавного перехода в килевую линию. Такой форштевень имеют ледоколы и суда, плавающие во льдах, для того, чтобы судно могло с хода вылезать на ледяное поле и своей тяжестью продавливать его;

Д) прямой форштевень имеет вертикальную линию образования в подводной части, плавно переходящую в килевую линию. Такой форштевень встречается преимущественно у речных судов, имеющих свободное место на палубе, не плавающих на относительно взволнованной поверхности, он удобен для обзора пространства перед носом судна при частом плавании в узкостях и при подходах к причалам.

Кормовые оконечности судов, несмотря на их разнообразие, разделяются в основном на три типа (рис. 4). Рассмотрим их:

А) обыкновенная корма имеет свес верхней части корпуса высоко над водой, который называется подзором. Такая корма в большинстве случаев встречается у грузовых одновинтовых судов, имеющих небольшую скорость хода;

Б) крейсерская корма с подзором (со свесом), утопленным в воду, и плавными обводами. Такая форма кормы увеличивает площадь палубы и уменьшает вихреобразование за корпусом и предусматривается на быстроходных судах или на судах с несколькими гребными винтами;


Рис. 4. Форма судовых кормовых оконечностей: а - обыкновенная с подзором; б - крейсерская; в- транцевая.


в) транцевая корма имеет над водой усеченный вид, образованный вертикальной или наклонной в корму поперечной плоскостью, носящей название транца. Такая корма бывает на тех судах, где с кормы выполняются специальные операции; она необходима, например, при работе с сетями на промысловых судах, при постановке мин или тралов военными кораблями и т. п.

Вторым сечением, характеризующим форму корпуса судна, является горизонтальное сечение или, как говорят, сечение по конструктивной ватерлинии.

Ватерлинией (ВЛ) называется след от пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называется ватерлиния, соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судов или нормальному водоизмещению (с половинным запасом топлива).

Конструктивная ватерлиния у транспортных судов является одновременно и грузовой ватерлинией (ГВЛ), соответствующей проектной осадке судна.

Характерные формы конструктивных ватерлиний современных судов показаны на рис. 5:

А) грузовое судно имеет ватерлинию, заостренную в оконечностях и так называемую цилиндрическу вставку в средней части, на протяжении которой обводы ватерлинии параллельны ДП. Цилиндрическая вставка увеличивает вместимость корпуса судна, упрощает технологию и удешевляет его постройку. Однако с увеличением скорости хода таких судов значительно возрастает сопротивление воды их движению, что вызывает затраты дополнительных мощностей. Суда со средней скоростью (14-16 узл) имеют цилиндрическую вставку, равную 10-40% длины корпуса;

Б) быстроходное судно, скорость которого является важным эксплуатационным качеством, имеет ватерлинию хорошо обтекаемой формы с очень незначительной цилиндрической вставкой или же вообще без нее;


Рис. 5. Ватерлинии судов различных типов: а - грузового; б - быстроходного; в - с транцевой кормой; г - тихоходного.


в) ватерлиния быстроходных судов с транцевой кормой получается усеченной, транец выполняет роль редана, способствующего отрыву струи воды от днища при скольжении судна по поверхности воды - глиссировании. Эти суда также не имеют цилиндрической вставки;

Г) тихоходные и несамоходные речные суда с большим внутренним объемом корпуса имеют ватерлинию полного образования с цилиндрической вставкой на 70-90% длины судна.

Третьим сечением, дающим представление о форме корпуса, является сечение вертикальной плоскостью, проходящей посередине длины судна перпендикулярно диаметральной плоскости и плоскости конструктивной ватерлинии, называемое обводом мидель-шпангоута .

В поперечном сечении корпуса судов могут иметь вертикальные борта, развал или завал в верхней части борта. Палуба в поперечном сечении корпуса делается выпуклой, с кривизной по параболе, со стрелкой погиби равной 0,02 (1:50) от ширины па- лубы на миделе. Выпуклость палубы в поперечном направлении корпуса судна называется погибью палубы . Погибь палубы делается для стока воды, заливающей палубу, и придает ей большую продольную устойчивость.

Плавный переход линии днища в линию борта выполняется по дуге окружности или по лекальной кривой и называется скуловым закруглением или скулою .

Характерные формы миделевых обводов судов разных типов показаны на рис. 6, наиболее характерны:

А) морские транспортные суда - с вертикальным бортом и с подъемом днища;


Рис. 6. Обводы миделевых сечений судов различных типов: а - транспортного; б - быстроходного; в -ледокола; г - быстроходного катера; д - судна внутреннего плавания; е - речного.


б) морские быстроходные суда -с хорошо обтекаемыми обводами, большим углом подъема днища и большим скуловым закруглением;

В) ледокольные суда со скругленными бортами и развалом в подводной части и завалом в надводной части. Такая форма поперечного сечения увеличивает поперечную жесткость корпуса, и в случае сжатия судна в ледяных полях лед вдвигается по наклонным бортам или под судно, выжимая его из воды, или поднимается вверх;

Г) быстроходные суда малого водоизмещения (катера), в большинстве случаев имеющие прямые с развалом борта, переходящие под углом в днище с большим подъемом слегка изогнутой формы;

Д) быстроходные суда внутреннего плавания -с плоскодонным днищем, с циркульной скулой, переходящей в борта с развалом. Такие образования увеличивают площадь палубы и помещения в надводной части корпуса;

Е) речные плоскодонные суда -с горизонтальным днищем, с вертикальными бортами и с малым радиусом закругления скулы. Такой профиль поперечного сечения обеспечивает максимальный объем корпуса и предусматривается на тихоходных судах с минимальной осадкой.

Вперед
Оглавление
Назад