Мотоблок Луч – простой в управлении и доступный по цене. Функциональные возможности мотоблоков под маркой «Луч Мотоблок луч мб 1 технические характеристики двигателя

Ранее мотоблоки Луч производились на ОАО «Пермские моторы». В конце 90-х он был включен в Пермский моторостроительный комплекс. В это же объединение входит и ЗАО «Каскад ПМ».

Всего в модельном ряду Луч представлено несколько модификаций. Давайте ознакомимся с каждым из них более детально.

Мотоблоки Луч завоевали большую популярность благодаря низкой цене и среднему качеству. Просты, надежны и практичны. Они не имеют ничего лишнего, но в то же время располагают всем необходимым.

Модельный ряд

Луч МБ 1

Эта машина является наиболее популярной и применяется на небольших садовых участках и болотной местности. Выпускается луч МБ 1 и по сей день.

Больше всего моделей было выпущено с двигателем Кадви 168F-2A. Но кроме них также можно встретить моторы Lifan и Subaru.

Двигатель Kadvi имеет мощность в 5 лошадиных сил.

Отличительной чертой этого мотора является неприхотливость к топливу. Можно применять как АИ-92, так и А-76.

Средний расход горючего мотоблоком Луч МБ-1 составляет 2 л в час. Эта модель проста в управлении и обиходе.

Технические характеристики

Луч МБ 5040

Эта модель является усовершенствованной моделью МБ 1.

Проявляется это в форме бензобака. В этом устройстве он имеет квадратную форму и располагается ближе к двигателю.

Луч МБ 2 и МБ 5141

Эти модели не набрали большой популярности, поэтому, найти их можно в единичном количестве, чаще всего б\у.

Поскольку выпущены они были достаточно давно, в основном их состояние оставляет желать лучшего.

Навесное оборудование

Мотоблоки Луч завоевали большую популярность благодаря надежности конструкции и большому выбору навесного оборудования к ним.

Давайте рассмотрим каждый вид навески более подробно.

Фрезы

Это навесное оборудование идет в комплекте с мотоблоком Луч МБ 1. Также к ним поставляются удлинители осей.

Фрезы служат для переворачивания верхнего плодородного слоя земли с целью увеличения плодородности грунта.

Бывает два вида фрез: саблевидные и «гусиные лапки».

Саблевидные фрезы собираются при помощи болтов. И имеют вид сабли. Эта модель навески применялась с давних пор.

Более новым и усовершенствованной моделью фрезы являются «гусиные лапки».

Они представляют собой ось, к которой приварены стальные прутья. На их концах установлены металлические пластины в виде буквы V.

Эти фрезы более тщательно обрабатывают почву, но при этом менее практичные.

Если случайно наехать на большой камень, то лапка обломится, и ее придется повторно приваривать.

Плуг

Это навесное оборудование к мотоблоку Луч 1 самое универсальное и выполняет ту же функцию, что и фрезы.

Обычные плуги подбирают нижний пласт земли и переворачивают его на поверхность.

Оборотные плуги не просто отбрасывают слой грунта на поверхность. Они имеют особую форму лемеха, который изначально несколько раз переворачивает грунт, разбивает груды почвы и только потом отбрасывает в сторону.

Эта конструкция более удачная и находит широкое применение совместно с мотоблоками Луч 1.

Косилки

Произвести заготовку сена на зиму поможет мотоблок Луч 1 с роторной косилкой.

Она может с легкостью справится с травой и небольшими кустарниками. Роторная косилка производит срез сорняков при помощи вращающихся ножей, которые при вращении распрямляются и скашивают траву.

Плюсом роторных косилок считается то, что они при столкновении с твердым предметом не ломаются сразу же, а разворачиваются внутрь. Если нож затупился, его можно заточить.

Картофелекопалка и картофелесажалка

Сельскохозяйственные работы, которые связаны с картофелем, требуют больших физических затрат. С этим поможет справиться мотоблок Луч МБ 1 вместе со специальным навесным оборудованием.

Картофелесажалка служит для посадки корнеплодов в землю. Чаще всего ее конструкция имеет следующее строение: спереди картофелесажалки стоит плуг (делающий яму для картофеля), затем транспортная лента через равный промежуток времени высаживает овощи в землю, потом два окучника все это зарывают.

Когда картошка созрела, ее необходимо достать с земли. Здесь выручит мотоблок Луч МБ 1 вместе с картофелекопалкой.

Наибольшим спросом пользуются грохотные варианты. Спереди этой картофелекопалки установлен активный нож, подрезающий пласт земли вместе с плодами.

Потом она попадает на грохот, который вибрирует и разбивает большие глыбы почвы, оставляя на поверхности только плоды картофеля.

В качестве картофелекопалки может выступить обычный плуг. Но у него есть один минус. Плуг режет большое количество картошки.

Снегоуборщик и отвал-лопата

В зимнее время мотоблок Луч может помочь в уборке снега при помощи снегоуборщиков.

Они состоят из активного ножа (он подрезает нижний плотный пласт снега), ротора (он вращается, и придает снегу скорости и направляет его дальше) и желоба (придает снегу направление выброса).

Дальность выброса снегоуборщика составляет около 7 метров. Корректировки вносит направление ветра.

Нельзя допускать попадание твердых предметов на шкив снегоуборщика, поскольку при попадании на ротор он раскрутится и вылетит значительно дальше.

Этот предмет может нанести вред здоровью человека или имуществу.

Если стоимость снегоуборщика кажется слишком большой, то снег убрать можно при помощи обычной отвал лопаты. Обычно она служит для выравнивания песчано-гравийных смесей. Однако, отвал лопата может справиться и с уборкой снега.

Адаптер

Основная проблема при эксплуатации мотоблока Луч является большая физическая нагрузка на владельца, поскольку приходится передвигаться за устройством стоя.

При длительной эксплуатации наступает усталость. Чтобы облегчить этот момент применяются специальные адаптеры.

Они представляют собой тележку с установленным сиденьем. Внизу установлена подножка для ног и ручной тормоз.

Адаптеры позволяют проводить управление мотоблоком сидя.

Прицепы

Для перевозки грузов на расстояние можно применять телегу совместно с мотоблоком Луч. На прицепах чаще всего откидывается задний борт, которые облегчает погрузочно-разгрузочные работы.

Спереди на телеге установлено сиденье.

Колеса и грунтозацепы

Мотоблоки Луч имеют высокие пневматические шины с широким протектором. Благодаря им устройство может работать с самыми тяжелыми почвами.

Если сцепление с поверхностью недостаточное, то шины можно заменить на грунтозацепы. Они представляют собой металлический обод, к которому приварены стальные пластины.

Во время передвижения мотоблока Луч МБ 1 грунтозацепы входят в землю и тем самым позволяют устройству передвигаться даже на влажной глинистой почве или при производить транспортировку грузов в гору.

Гусеницы

В зимний период времени резиновые колеса и грунтозацепы не всегда могут передвигаться по твердому пласту снегу. В этом случае можно установить гусеницы.

Они увеличивают площадь соприкосновения устройства с поверхностью, тем самым улучшая ходовые свойства мотоблока.

Утяжелители и сцепка

Небольшой вес мотоблока Луч 1 можно компенсировать установкой дополнительного веса. Обычно, в этом помогает утяжелитель.

Заводские модели производятся в виде блинов, которые вешаются на колесную ось. Чаще всего утяжелители применяются при фрезеровании или пахоте целинных земель.

Навесное оборудование подсоединяется к мотоблоку Луч при помощи сцепки. Эта машина имеет универсальную сцепку, что позволяет работать практически с любой навеской.

Обслуживание и эксплуатация

Этот документ должен обязательно изучаться владельцами перед началом проведения работ. Инструкция по эксплуатации помогает понять деталировку мотоблока Луч, расположение его запчастей и правила проведения технических работ.

Чтобы устройство работало правильно, за ним необходимо ухаживать.


  1. Свеча зажигания не дает искру (проверьте ее состояние и соединительные провода);
  2. Приоткрылась воздушная заслонка;
  3. Уровень масла упал ниже минимальной отметки;
  4. Грязный или низкокачественный бензин;
  5. Бензин не поступает в карбюратор (следует проверить всю топливную систему).


Причины того что двигатель не выдает стабильную работу, периодически глохнет или выдает малую мощность:

  1. Заканчивается бензин в баке;
  2. В воздушный фильтр попала грязь;
  3. В топливный бак поступило большое количество пыли;
  4. Поршневые кольца пришли в негодность.

Причины чрезмерной вибрации от мотоблока Луч:

  1. Расшатались болтовые соединения;
  2. Навесное оборудование зафиксировано не полностью;
  3. Ослабился ремень натяжения.

Слабым местом мотоблока Луч является ременная передача. Она часто перетирается и выходит из строя.

Поэтому следует всегда иметь под рукой несколько запасных ремней на случай поломки. Перед покупкой ремня обязательно определите его правильный размер.

Видеообзор

Ниже представлен видео обзор мотоблока Луч:

Вот видео, как происходит культивирование почвы мотоблоком Луч:

Поскольку многие мотоблоки Луч производились еще в советское время, многим пригодится видео касательно его реставрации:

Мотоблок Нева МБ-1 в агрегате с прицепными и навесными орудиями используется для выполнения пахоты, культивации, рыхления, междурядной обработки почвы, кошения травы, снегоуборочных работ по очистке, работ по планировке площадных территорий, перекачки непитьевой воды и транспортировки грузов.

Производитель мотоблоков Нева - завод Красный Октябрь, город Санкт-Петербург. Это специализированное предприятие по выпуску мото-сельхозтехники. Первый мотоблок марки Нева был выпущен в 1984 году.

Усиленный редуктор мотоблока с развитым внутренним оребрением имеет обтекаемую агротехническую форму корпуса, уменьшающую сопротивление, оказываемое почвой при обработке.

Для удобства управления в мотоблоке МБ1/МБ1 Премиум используется двухстороннее разобщение полуосей (колес) позволяющее попеременно отключать левую или правую полуось выходного вала.

В модификации МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум наличие электростартера и генератора на двигателе позволяет облегчить его запуск, а также дает возможность использования фары в ночное время.

Мотоблок МБ1/МБ1 Премиум разработан в соответствии с действующими нормами безопасности. Запрещается изменять характеристики Вашего мотоблока.

Мотоблок в агрегате с прицепными и навесными орудиями используется для выполнения пахоты, культивации, рыхления, междурядной обработки почвы, кошения травы, снегоуборочных работ по очистке, работ по планировке площадных территорий, перекачки непитьевой воды и транспортировки грузов.

Мотоблок Нева МБ-1 с редуктором Multi Agro

Мотоблок МБ-1 предназначен для работы на приусадебных участках с легкими почвами в садах и огородах индивидуального пользования на сенокосах, расположенных на мелкоконтурных лесных и болотистых участках в пригородной зоне.

Нева МБ-1 имеет небольшие габариты и прост в эксплуатации. Мощный и экономичный четырехтактный двигатель позволяетиспользовать мотоблок на различных сельскохозяйственных работах. В комплекте с навесными орудиями он может пахать, рыхлить почву, бороновать, делать и прочищать борозды, окучивать и выкапывать корнеплоды, косить траву, опрыскивать растения и производить полив, перевозить грузы и убирать снег.

Работа на мотоблоке не требует специальной подготовки, но следует иметь в виду, что при работе с каждым навесным орудием нужны определенные навыки.

На заводе-нзготовителе мотоблок комплектуется культивато­ром, который предназначен для рыхления и переворачивания почвы. При использовании других навесных орудий для мотоблока необходимо руководствоваться дополнительными указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации на каждое навесное орудие.

Официальный сайт производителя мотоблоков Нева МБ-1 - www.motoblok.ru

Мотоблок Нева МБ-1 инструкция по эксплуатации 2015 год скачать

Мотоблок Нева МБ-1 инструкция по эксплуатации 1986 год скачать (инструкция для старого мотоблока)

Мотоблок Нева МБ-1 технические характеристики

Тип мотоблока (ГОСТ 28523-90) Средний
Габаритные размеры: длина * ширина * высота, мм не более МБ1: 1600x660x1300
МБ1 Премиум: 1600x660x1300
МБ1-ФС: 1650x660x1300
МБ1-ФС Премиум: 1650x660x1300
Масса, сухая, кг, не более МБ1: 75
МБ1 Премиум: 75
МБ1-ФС: 85
МБ1-ФС Премиум: 85
Тяговое усилие на транспортных колесах с грузом 20 кг., кгс, не менее 140
Угол поперечной статической устойчивости, градусов, не менее 15
Пределы температуры окружающего воздуха, С От минус 25 до плюс 35
Поступательная скорость (второе значение при перестановке ремня) передвижения на пневматических колёсах, при оборотах двигателя 2500 об/мин (макс, крутящий момент двигателя), км/ч МБ1/МБ1-ФС:
Первая передача 2,1/2,6;
Вторая передача 7,4/9,2;
Задний ход 1,8/2,3;
МБ1 Премиум/МБ 1-ФС Премиум:
Первая передача 1,9/2,4;
Вторая передача 3,7/4,6;
Третья передача 6,6/8,3;
Задний ход 1,6/2,0;
Поступательная скорость (второе значение при перестановке ремня) передвижения на пневматических колёсах, при оборотах двигателя 3600 об/мин (макс.мощность двигателя), км/ч МБ1/МБ1-ФС:
Первая передача 3,0/3,8;
Вторая передача 10,6/13,3;
Задний ход 2,6/3,3;
МБ1 ПремиумМБ1.ФС Премиум:
Первая передача 2,7/3,4;
Вторая передача 5,4/6,7;
Третья передача 10,0/12,6;
Задний ход 2,3/2,9;
Вал отбора мощности (BQM) (ГОСТ28524-90) Шкив боковой под клиноременную передачу, расположенный перпендикулярно к продольной оси симметрии МБ. Частота вращения равна частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Ходовая система Одноосная, колесная формула - 2x2
Дорожный просвет, мм 120
Муфта сцепления Постоянно выключенная, механизм включения - натяжной ролик для клинового ремня
Редуктор Механический, шестеренчато-цепной с двусторонним расцепителем полуосей
Число передач МБ1/МБ1-ФС ((2+1) *2):
Четыре передачи - переднего хода;
Две передача - заднего хода.
МБ1 ПремиумМБ1-ФС Премиум ((3+1)*2):
Шесть передач - переднего хода;
Две передачи - заднего хода.
Шина Пневматическая - 4,00*8; 16x6,50-8
Колея Переменная, регулируемая ступенчато
Ширина колеи, мм Нормальная 320 С удлинителями 570
Диаметр фрез-культиваторов, мм 360
Ширина захвата, м 6 фрез 1,2
4 фрезы 0,86
Глубина обработки почвы, см до 20
Рулевое устройство Штанговое, с возможностью промежуточных установок руля в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Фара противотуманная МБ1/МБ1 Премиум: - МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум: 202А,3743
Лампа МБ1/МБ1 Премиум: -МБ 1-ФС/МБ1-ФС Премиум:
НЗ 12V 55W
Аккумулятор МБ1/МБ1 Премиум: - МБ1-ФОМБ1-ФС Премиум: DT 1218
Автопредохранитель МБ1/МБ1 Премиум: - МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум: F133 10А
Двигатель МБ1/МБ1 Премиум: 4-х тактный, карбюраторный, бензиновый, одноцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением
МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум: 4-х тактный, карбюраторный, бензиновый, одноцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением, электростартером и генератором
Тип топлива Чистый бензин АИ - 92, АИ - 95
Масло в двигатель Марки топлива, моторного масла и заправок - согласно Руководству на двигатель
Редуктор (применяемые масла и температура эксплуатации) Масло трансмиссионное SAE85W-90 API GL-5 (допускается применять масло ТМ-5 (от -25 до +35) ГОСТ 17479.2-85). Объем заправки л., 1,5.
Ремень А53
Давление воздуха в пневматических шинах: 4,00-8 - 1,5 +0,2 кгс/см 2
16x6,50-8 - 2 -0,2 кгс/см 2

Некоторые технические характеристики для мотоблока МБ-1 старого образца

Ремень для мотоблока Нева МБ-1 старого образца (ремень переднего и заднего хода)

Модификации мотоблоков Нева МБ-1 в зависимости от установленного двигателя

Модификация МБ

Марка и тип двигателя

I/C 6,5 фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

I/C 6,0 Compact фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

МБ1-Б6.0-ФС

1/С 6,0 Compact фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

МБ1-С7.0 Премиум

ЕХ21 фирмы Subaru (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

M51-C6,OPRO Премиум

ЕХ17 фирмы Subaru (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

МБ1-Б6.0-ФС Премиум

I/C 6,0 фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, электростартером и генератором)

Редуктор мотоблока Нева МБ-1

Редуктор - механический, шестеренчато-цепной, маслонаполненный в алюминиевом корпусе. Смазка деталей редуктора обеспечивается разбрызгиванием масла. Валы шестерен вращаются в шариковых подшипниках.

Для модификаций МБ1/МБ1-ФС:

Редуктор обеспечивает мотоблоку две передачи вперед и одну назад. При перестановке приводного ремня в ручьях на ведущем и ведомом шкивах обеспечивается второй диапазон значений скоростей вращения выходных полуосей редуктора. Таким образом, есть возможность обеспечивать четыре передачи вперед и две назад.

Для модификаций МБ1 Премиум/МБ1-ФС Премиум (редуктор Multi Agro) :

Редуктор обеспечивает мотоблоку три передачи вперед и одну назад. При перестановке приводного ремня в ручьях на ведущем и ведомом шкивах обеспечивается второй диапазон значений скоростей вращения выходных полуосей редуктора. Таким образом, есть возможность обеспечивать шесть передач вперед и две назад.

Редукторная часть мотоблока "Нева" МБ1-Б МультиАГРО отличается от других изделий данного модельного ряда. В этой модели установлен редуктор МультиАГРО , разработанный специалистами компании-производителя. Благодаря новому редуктору мотоблок "Нева" МБ1-Б Мульти АГРО приобрел дополнительные функциональные свойства.

Среди преимуществ редуктора МультиАГРО можно отметить увеличенное количество передач . В мотоблоке "Нева" МБ1-Б МультиАГРО предусмотрены 3 передачи переднего и 1 передача заднего хода. Переставив же ремень на двухручьевом шкиве можно получить еще один набор передач, также имеющих функциональное назначение. Таким образом, для каждой агротехнической и хозяйственной операции можно подобрать подходящую скорость, тем самым повысив производительность выполняемой работы.

Помимо этого редуктор МультиАГРО характеризуется увеличенным передаточным отношением, что улучшает тягово-сцепные качества мотоблока.

Механизм сцепления - состоит из клинового ремня, натяжного ролика с рычагом, витой пружины возврата, троса и рычага управления, расположенного на руле. При нажатии на рычаг ролик перемещаясь создает необходимое натяжение приводного ремня, и вращение от двигателя передается на ведомый шкив редуктора.

Обкатка мотоблока Нева МБ-1

Длительная и надежная работа мотоблока обеспечивается при правильной эксплуатации, своевременном проведении технического обслуживания и правильной его эксплуатации в НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Первые 20 часов работы мотоблока являются периодом приработки деталей двигателя и трансмиссии. Перегрузка мотоблока в этот период НЕДОПУСТИМА.

Режим обкатки двигателя следует выполнять в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации двигателя.

Культивацию почвы в период обкатки проводите 4-мя фрезами за несколько заходов и на глубину не более 10 см за один проход.

Не перегружайте мотоблок при работе на тяжелых и каменистых почвах при работе с фрезами-культиваторами.

Используя мотоблок с транспортной тележкой для перевозки грузов, не перегружайте её. Масса перевозимого груза не должна превышать 200 кг.

В период обкатки замену масла в двигателе производите в соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя, проверяйте и подтягивайте резьбовые соединения.

После наработки 20 часов проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Регулировка натяжения приводного ремня производится регулировочным болтом в корпусе рукоятки сцепления. При выворачивании регулировочного болта происходит натяжение ремня. По окончании регулировки, необходимо законтрить регулировочный болт, для этого удерживая его в настроенном положении, притянуть гайку 1 к корпусу рукоятки (рис.8) (смотри инструкцию по эксплуатации)

ВНИМАНИЕ! Помните, что при недостаточной или некачественной обкатке двигателя и трансмиссии значительно сокращается общий срок службы мотоблока.

Техническое обслуживание мотоблока Нева МБ-1

Для поддержания мотоблока в технически исправном состоянии в течение всего времени эксплуатации и его хранения выполняйте нижеперечисленные работы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПРОИЗВОДИТЕ В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С РУКОВОДСТВОМ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (кроме двигателя).

Ежедневно перед началом работы проверять:

Надежность крепления деталей и узлов мотоблока, при необходимости произвести затяжку резьбовых соединений (см. раздел 4);

Состояние внешней изоляции высоковольтного и низковольтного провода;

Состояние и натяжение приводного ремня, расслоение ремня не допускается;

Отсутствие течи топлива и масла. В случае утечек устранить причину их образования и долить масло или топливо до необходимого уровня;

Состояние навесного или прицепного оборудования, при необходимости произвести затяжку резьбовых соединений.

Каждый раз после окончания работы очистить мотоблок от пыли, грязи и насухо протереть.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЛЕ КАЖДЫХ 25 ЧАСОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ (кроме двигателя).

Выполнить работы, предусмотренные предэксплуатационным обслуживанием.

1. Произвести смазку троса газа (троса управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя), для этого:

Снять ручку газа (ручку управления дроссельной заслонкой карбюратора) с рукоятки руля и, удерживая ее в вертикальном положении закапать под оболочку троса 5... 10 капель любого моторного масла;

Сделать несколько возвратно-поступательных перемещений ручкой газа.

2. Смазать трос сцепления (см. раздел 9 п.4).

3. Смазать трос расцепления колес, для чего нанесите несколько капель любого моторного масла в зазор между тросом и оболочкой со стороны рукоятки (см. рис.14).

ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕДУКТОРА ПОСЛЕ КАЖДЫХ 100 ЧАСОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ (кроме двигателя).

1. Произвести замену масла в редукторе. Эту операцию лучше выполнять сразу после работы мотоблока, когда масло легче сливается.

Установить мотоблок в вертикальное положение;

Подставить под редуктор емкость не менее 2 литров;

Вывернуть пробку-сапун, очистить ее от загрязнений;

Вывернуть винт слива масла, слить масло из редуктора;

После слива масла ввернуть винт слива масла с прокладкой, затянуть винт. Масло утилизировать в пункт приема отработанных масел.

Залить свежее трансмиссионное масло 1,5 литра, соответствующей марки и температуры эксплуатации, через отверстие под пробку-сапун.

Ввернуть пробку-сапун.

2. Очистить от загрязнений ось рычага натяжения приводного ремня и втулку.

3. Смазать моторным маслом ось рычага натяжения приводного ремня и втулки.

4. Проверить работоспособность механизма сцепления, отрегулировать натяжение приводного ремня.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ.

Работы проводите согласно Руководства по эксплуатации двигателя (глава "Техническое обслуживание").

При переходе к осенне-зимней эксплуатации (температура наружного воздуха ниже +4°С) заменить летние сорта моторных масел на зимние.

При переходе к весенне-летней эксплуатации (температура от +4°С до +35°С) заменить зимние сорта масел на летние (см. раздел "Перед началом работы" Руководства по эксплуатации двигателя).

Неисправности мотоблока Нева МБ-1

Неисправность, внешнее проявление Вероятная причина Методы устранения
При работающем двигателе и включенной передаче полуоси редуктора не вращаются или вращаются медленно. Обрыв приводного ремня. Заменить ремень<
Недостаточное натяжение ремня. Отрегулировать натяжение ремня (см. п.4)
Поломка пружины натяжения. Заменить пружину

Расслоение приводного ремня.

Заменит ремень

Наличие посторонних твердых предметов или растительных остатков на валах.

Удалить растительные остатки или посторонние предметы
Отсутствует стопор на выходном валу<

Установить стопор

Периодическое касание ножей за корпус редуктора или пневмоколес - за защитные крылья Деформация ножей при ударах о твердые включения в почве< Заменить комплект ножей на фрезе полностью
Деформация крыльев Выправить крылья
Не горит фара

Перегорела лампочка

Заменить лампочку
Перегорел предохранитель Заменить предохранитель
Разрядился аккумулятор
Обрыв провода Соединить провод
Не крутится стартер Разрядился аккумулятор Зарядить аккумулятор (рекомендуемое зарядное уст-во: Сонар УЗ 201П)
Обрыв провода Соединить провод
Течь масла
По болтовым соединениям корпуса редуктора и фланцев Ослабление отдельных болтов Проверить затяжку и затянуть болтовые соединения на редукторе
По манжетам валов редуктора Износ уплотнительных манжет Заменить манжеты
Засорение суфлирующего отверстия в пробке-сапуне Прочистить отверстие
Объем залитого масла превышает норму Обеспечить необходимый объем

Навесное оборудование для МБ-1

Навесное оборудование для мотоблока Нева МБ-1 представлено широкой линейкой от ЗАО Красный Октябрь и других производителей.

Мотоблок Нева МБ-1 видео

Обзор мотоблоков Нева

Мотоблок Луч МБ 1 используется для эксплуатации на небольших приусадебных хозяйствах, огородах и садах индивидуального пользования, а также на территориях, расположенных на болотистых участках, мелкоконтурных лесных районах и в пригородной зоне. Данная модель производится в России и является не слишком распространенной. Техника подойдет для работы с легкими почвами.

Модель Луч МБ 1 отличают простота в эксплуатации и небольшие размеры. Экономичный и мощный мотор, устанавливаемый в мотоблок, позволяет применять его для выполнения различных операций. Модель агрегатируется с различными навесными орудиями, которые позволяют:

  • прочищать и делать борозды;
  • пахать;
  • бороновать;
  • выкапывать и окучивать корнеплоды;
  • производить полив;
  • опрыскивать растения;
  • убирать снег;
  • рыхлить грунт;
  • косить траву;
  • транспортировать грузы;
  • опрыскивать растения.

Видео

Работа с техникой Луч МБ 1 специальной подготовки не требует. Однако каждое навесное оборудование придется осмотреть и изучить (правило использования подробно описаны в руководстве по эксплуатации). В противном случае при работе с мотоблоком возможны проблемы.

В заводской комплектации техника идет с культиваторами, предназначенными для переворачивания и рыхления грунта, удлинителями и специальными колесами.
Различные модификации модели Луч МБ 1 отличаются установленными двигателями, которые могут быть как импортного, так и отечественного производства.

Среди особенностей модели следует выделить:

  • легкость в управлении мотоблоком. Серьезных физических усилий работа с ним не требует;
  • наличие цепного редуктора с клиноременной передачей, обеспечивающей плавность движений техники;
  • быстросъемные колеса и съемный руль делают устройство очень компактным и существенно облегчают его транспортировку;
  • руль регулируется по вертикали;
  • колеса с пневматическими резиновыми шинами и большим протектором обеспечивают хорошее сцепление с почвой;
  • защитные крылья, установленные на колесах, предохраняют от попадания грязи, продлевая срок службы техники;
  • надежная трансмиссия с 2 передними и 2 задними передачами;
  • мощные двигатели обеспечивают эффективную и производительную работу мотоблока.

Технические характеристики

Масса модели Луч МБ 1 равняется 100 кг. При этом техника может передвигаться со скоростью 3,6-9 км/час.

Габариты мотоблока:

  • длина – 1500 мм;
  • ширина – 600 мм;
  • высота – 1150 мм;
  • дорожный просвет – 140 мм;
  • рабочая колея – 570 мм;
  • транспортная колея – 310 мм;
  • минимальный радиус поворота – 1100 мм.

Ширина захвата культиватора техники составляет 725-1200 мм, диаметр – 360 мм.

Расход топлива

Среднее потребление топлива модели Луч МБ 1 равняется 1,5-2 л в час. Топливный бак вмещает до 3,6 л горючего.

Двигатель

Мотоблок Луч МБ 1 может комплектоваться различными вариантами двигателей брендов Subaru, Lian-Long, Vanguard и Lifan. Однако наибольшее распространение получили версии с силовой установкой КАДВИ 168F-2A, выпущенной с применением иностранных комплектующих по технологии компании Honda. Данный агрегат с верхним расположением цилиндров характеризуется небольшим удельным расходом топлива, малым весом, отличными дизайнерскими параметрами и минимальным уровнем шума.

4-тактный 1-цилиндровы бензиновый мотор имеет принудительное воздушное охлаждение, карбюратор и встроенный ручной стартер. Система смазки осуществляется разбрызгиванием. Запуск мотора производится посредством встроенного ручного стартера.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем – 0,316 л;
  • номинальная мощность – 3,7 (5) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 3200 об/мин;
  • допускаемый угол наклона мотора – 8 градусов;
  • диаметр цилиндра – 76 мм.

Агрегат мотоблока Луч МБ 1 неприхотлив и работает на бензине марок А-76, А-80 и АИ-92.

При работе с двигателем есть определенные правила. Производитель не рекомендует при включенном моторе заправлять бак и касаться угольника свечи или провода зажигания.

Обработка земли может оказаться эффективной лишь при употреблении подходящих инструментов. Один из них - как раз мотоблок «Луч». Но применять их надо осмысленно и грамотно, максимально четко.

Особенности

Мотоблок «Луч», как и многие другие отечественные машины последних десятилетий, стал результатом конверсии. Его начали делать на мощностях ОАО «Пермские моторы», ранее занимавшегося исключительно поставками вертолетных двигателей. Потребители отмечают, что эти устройства:

  • стоят относительно недорого и собраны как следует;
  • могут эксплуатироваться в любое время года;
  • спокойно работают на всех марках бензина, даже на АИ-76;
  • комплектуются тем же навесным оборудованием, которое применяют для иных российских мотоблоков;
  • крайне редко создают проблемы владельцам (только изредка встречаются упоминания о неудобстве и ненадежности отдельных экземпляров).

Рассмотрим подробнее, как именно устроен мотоблок любой модели, независимо от размеров. Схема зажигания подразумевает использование специальных инициирующих свечей. Кроме них, в систему входят:

  • преобразователь;
  • статор;
  • башмак магнитный;
  • кнопка для отключения.

Прочие компоненты полезно рассмотреть на примере модели «МБ-1». Эта версия, выпущенная еще в 1980-е годы, очень проста по своей технической структуре. Но подобную простоту можно даже считать достоинством. Сцепление, передающее вырабатываемую двигателем энергию на редуктор, выполнено на основе пары ремней. А также в сцеплении есть:

  • ведущий, передний и задний шкивы;
  • редукторный шкив;
  • тяги;
  • передние и задние рычаги;
  • специальные пружины.

Редукторный узел меняет передаточное соотношение, одновременно передавая энергию вращения на колеса и рабочие инструменты. В модели «МБ-1» предусмотрен цепной редуктор, в который, кроме цепей, входят:

  • корпус (собранный из симметричных половинок);
  • переключающий вал и ручка для его управления;
  • вал вывода усилия;
  • три блока звездочек.

Рулевой механизм, благодаря функции регулировки по высоте, легко подстраивается под конкретных пользователей. Правая часть руля дополняется рычагом, при помощи которого управляют мотором. Этот рычаг через специальный трос воздействует на заслонку дросселя. А вот слева на руле поставлен рычаг переднего хода, соединенный с одноименным шкивом. Чуть ниже - рычаг заднего хода.

Трансмиссия способна действовать на паре передних и паре задних передач. Важнейшим элементом ходовой части являются колеса; они могут быть и надувными, и сделанными из цельной резины.

Внимание: тем фермерам, которые хотят добиться наивысшего эффекта от техники, стоит менять резиновые движители на стальные, дополненные грунтозацепами. Мотор на мотоблоке этой модели относится к типу ДМ-1. Подача смеси горючего и воздуха в единственный цилиндр происходит после подготовки его в карбюраторе.

Модельный ряд

Уже разобранная версия «МБ-1» продолжает выпускаться и сейчас, но с импортным мотором мощностью 5 л. с. Более совершенный вариант - «Луч МБ 5040». Эта модель запускается гораздо легче, а ставящиеся на нее моторы допускают принудительную смазку. Мощность по сравнению с предшественником не изменилась. Что касается модификации 5141, то она оказалась крайне неудачной, невостребованной, и выпуск мотоблоков такой модели давно остановлен.

Навесное оборудование

«Лучи» пользуются популярностью прежде всего потому, что они позволяют применять широкий спектр навесных устройств, в том числе подходящие для другой сельхозтехники. Чаще всего в комплект входят серповидные фрезы. Собирать и устанавливать их нужно в перчатках. До начала работы знатоки советуют проверить, правильно ли все закреплено. Подробные и актуальные сведения всегда можно почерпнуть из инструкции к конкретному устройству.

Мощность мотоблоков «Луч» позволяет уверенно использовать их для перемещения:

  • прицепов;
  • легких тележек;
  • адаптеров.

Из телег лучше всего подходят ТМ-300 и ТМ-500. Совместимых адаптеров и прицепов создано гораздо больше. Важно: в момент обкатки недопустима эксплуатация под нагрузкой. Все части устройства должны сначала адаптироваться к работе в нормальном режиме, сами по себе. К мотоблокам «Луч» можно присоединять косилки любых типов как роторного, так и сегментного исполнения.

Как показывает практика, использование грунтозацепов для распашки земли резко повышает эффективность мотоблоков. В зависимости от выбора потребителя зацепы бывают стальными или сделанными из плотных марок резины. Первый вариант лучше подходит для работы на максимально плотной и грубой земле. Разница между грунтозацепами связана с их диаметром. При выборе его лучше ориентироваться на величину колес мотоблока.

Редкий фермер эксплуатирует мототехнику без плуга. Но в любом случае этот инструмент придется закреплять правильно. Судя по опыту земледельцев, только сошник позволяет отрегулировать заглубление лемеха в землю оптимальным образом. Для уборки снега можно применять либо снегоуборщик, либо лопату. С «Лучом» сочетаются и шнековые снегоуборщики, и отвалы различных видов (шириной от 80 до 100 см).

На личных подсобных участках для посадки и уборки картофеля, других корнеплодов можно применять все существующие картофелекопатели и картофелесажалки как российского, так и импортного производства. Мотоблок позволяет закреплять такие аксессуары и на жесткую сцепку, и при помощи болтов. Остальную технику можно приобретать по своему усмотрению. Допускается использование:

  • утяжеляющих устройств;
  • гусеничных блоков;
  • специальных сцепок (в том числе бывших в употреблении).

Тонкости эксплуатации

Вне зависимости от того, какая именно модификация мотоблока «Луч» досталась фермерам, надо тщательно читать инструкцию. Именно она расскажет максимально точно обо всех нюансах конструкции и обращения с ней. Можно заливать бензин всех марок в диапазоне Аи-76 - Аи-95. Что касается смены смазочного масла, она должна производиться через каждые 50-100 моточасов. Точное время определяют индивидуально, ориентируясь на то, насколько велика загрузка.

При первом запуске надо обязательно наполнить бензобак; конечно, мотоблок должен быть собран полностью. Время обкатки составляет до 20 часов. К концу ее редуктор и мотор приспособятся к обычной нагрузке. До того как выставить зажигание, требуется обязательно проверить свечи. Именно из-за них часто возникают проблемы и отказы.

Специалисты рекомендуют всегда держать наготове резервную свечу. При необходимости очищают свечки от нагара; но как при установке новых устройств, так и при очистке старых требуется тщательно выставлять зазор. Он должен составлять не менее 0,1 и не более 0,15 мм. При вводе нового мотоблока в эксплуатацию обязательно надо провести регулировку карбюратора. Ее проводят также и при возникновении сбоев, и при установке новой запчасти.

Прежде всего заворачивают до упора винты на жиклерах. Делать это надо осторожнее. Далее их откручивают обратно на 1¼ оборота. Когда это сделано, запускают мотор, прогревают его 20 минут. При выходе на рабочую температуру переводят заслонку дросселя на минимум.

Винтом назначают самое меньшее из устойчивых значение числа холостых оборотов. Потом отыскивают наибольшее устойчивое значение. Вновь повторяют эти шаги, чтобы гарантировать стабильность работы устройства. Чтобы перенести мотоблок, надо обязательно выключить мотор. При работающем двигателе очень легко повредить те или иные части аппарата.

Для нормального переднего хода нужно надеть ремни формата А-1213. Эти ремни подойдут также для «Оки» и «Каскада». В ряде случаев, чтобы приводные ремни передавали необходимый импульс, нужно усилить редуктор. Важно: при переборке двигателя необходимость снять маховик возникает не всегда. Это требуется только при замене:

  • вала;
  • подшипника;
  • сальника;
  • шпонки.

Технические характеристики

В техническом паспорте на мотоблоки «Луч» сообщается, что их длина составляет 150 см при ширине 60 и высоте 100 см. Масса конструкции достигает 100 кг. Устройство может ехать на скоростях 3,6-9 км/ч. Ширина колеи мотоблока равна 59 см, а клиренс - 33 см. «Лучи» способны взбираться на склон продольным наклоном 20 градусов. Для поперечного склона критическим значением являются 24 градуса.

Мотоблок имеет 2 передних и 2 задних передачи.

Важно: работающие должны обязательно носить беруши. Ведь громкость звука достигает 92 дБ. Культиватор для мотоблока имеет ширину от 72 до 113 см. Его диаметр составляет 36 см.

Механизация сельского хозяйства служит главным направлением развития аграрной политики любого государства. Для механизированной обработки почвы большой популярностью пользуется мотоблок «Луч МБ-1».

Агрегат является ярким представителем надежной и долговечной техники советского производства. Для выполнения разнообразных задач агрегат оборудован дополнительными орудиями.

Изготовители и история производства «Луч МБ-1»

Первый серийный образец советского мотоблока сошел с конвейера Пермского производственного объединения «Моторостроитель» имени Я. М. Свердлова» в 1985 году.

В период производства мотоблока появилось большое число модификаций этой техники. Основным отличием каждой из них является силовая установка и навесное оборудование производства российских и зарубежных производителей.

С 1991 года агрегат выпускается акционерным обществом «Калужский двигатель» (АО «КАДВИ»). С 2011 года и по сей день оборудование выпускается под названием «Ока».

Устройство мотоблока «Луч МБ-1»

Основными узлами аппарата являются:

  • Силовой агрегат.
  • Редуктор.
  • Сцепление.
  • Система управления.
  • Ходовая часть.

Двигатель

В качестве силовой установки на «Луч МБ-1» применяется одноцилиндровый четырехтактный двигатель отечественных и зарубежных производителей.

Внимание! При работе с мотоблоком необходимо устанавливать защитные кожухи и специальные крылья. Запрещается эксплуатация техники без защиты основных агрегатов и движущихся элементов.

На отечественных модификациях используются моторы серии «ДМ» и «КАДВИ 168F-2А» производства АО «Калужский двигатель». Мощность силовых установок составляет от 4,4 до 4,8 кВт.

На зарубежных моделях применяются силовые установки производства компаний «INTEK», «TECUMSEH» и «Vanguard» (США), «Honda» и «Subaru» (Япония), «Lianlong» и «Lifan» (Китай). Мощность моторов составляет от 4,0 до 5,2 кВт.







Редуктор

Редуктор техники «Луч МБ-1» предназначен для преобразования вращательного движения вала двигателя к колесам (культиватору). Устройство оснащено цепным двухскоростным редуктором.

Внимание! Коробка передач изначально заправляется необходимым количеством масла. Дополнительная заливка производится по истечении 25–30 часов работы агрегата.

Для равномерной передачи вращательного движения установлен механизм разблокировки вала. Наличие этого механизма повышает маневренность устройства на прямых и кривых участках при нагрузке до 350 кг и скорости до 12 км/час.

Блок сцепления

Система предназначена для перевода вращения от коленчатого вала двигателя на звёздочки редуктора. Позволяет передвигаться на переднем и заднем ходу. Для управления сцепления служит рычаг на ручке.

Система управления

Предназначена для изменения режимов действия, скорости и направления движения механического средства. Состоит из руля, рычагов управления и ручки переключения передач.

На правой ручке штурвала установлен рычаг управления мотором. На левой ручке установлены рычаги переключения скоростей. Регулировка руля по высоте осуществляется гаечным соединением.

Ходовая часть

В качестве элементов ходовой части Луч МБ-1 установлены колеса или культиватор. Колеса могут быть пневматическими либо из цельнолитой резины. Они предназначены для перемещения механизма по ровной поверхности. Для лучшего зацепления применяются стальные штампованные колеса (грунтозацепы).

Для рыхления земли и удаления сорняков используется культиватор. Устройство оборудовано двумя почвенными фрезами и двумя культиваторами на основе болтового соединения. Устанавливается на выходной вал редуктора вместо колес.

Преимущества мотоблока Луч МБ-1

Луч МБ-1 служит для производства сельскохозяйственных работ на фермерских предприятиях и личных приусадебных участках. Отличается многофункциональностью, большой мощностью, маневренностью и удобством в эксплуатации.

Для выполнения большого диапазона задач устанавливается различное навесное оборудование. С помощью навесных орудий осуществляют:

Мотоблок Луч МБ-1 в работе

  • вспашку почвы;
  • боронование и культивирование земли;
  • окучивание и выкапывание корнеплодов;
  • транспортировку грузов.

Внимание! Правилами эксплуатации запрещено движение аппарата своим ходом по центральным магистралям и дорогам общего пользования.

Для пользования устройством не требуется специальных технических навыков. Определенные знания и опыт необходимы для использования навесного оборудования.

Допускается эксплуатация агрегата при температуре наружного воздуха до -5° C. Для облегчения запуска при отрицательных температурах добавляют предварительно разогретое машинное масло.

Технические характеристики мотоблока Луч МБ – 1

Основные технические характеристики мотоблока Луч представлены в таблице.

Показатель Измеритель Количество
Габариты:
§ длина мм 1500
§ ширина мм 600
§ высота мм 1000
Вес кг 100
Скорость км/ч от 3,6 до 9,0
Колея мм 590
Дорожный просвет мм 330
Предельный угол наклона:
§ продольного град 20
§ поперечного град 24
Число передач:
§ Переднего хода 2
§ Заднего хода 2
Рулевое управление штанговое
Уровень звука за штурвалом дБа 92
Габариты культиватора:
§ ширина мм от 722 до 1133
§ диаметр мм 360

Для выполнения дополнительных задач агрегат комплектуется следующим оборудованием:

  • косилка роторная;
  • грунтозацепы;
  • плуг ПЦ-1-18;
  • снегоуборщик СМ-06;
  • тележка прицепная ТПМ-350;
  • щетка мотоблочная ЩМ-0,9;
  • окучники одно - и двухрядные;
  • картофелевыкапыватель КВ-2.









Порядок работы с мотоблоком

Порядок работы и обслуживания механизма зависит от вида используемого шасси.

Аппарат на колесных шасси

При работе с механизмом Луч МБ-1 необходимо соблюдать следующий порядок действий:

  • Устанавливают рычаг переключения скоростей в среднее (нейтральное) положение.
  • Запускают силовой агрегат.

Способ запуска зависит от модификации мотоблока.

  • На малом газу, в течение 3–4 минут, прогревают мотор.
  • С помощью рычагов управления включают необходимую скорость и направление движения.
  • Для переключения передачи мотоблок останавливают, отпускают рычаг переключения направлением движения и нажимают рычаг переключения скоростей с небольшим усилием.
  • Для остановки механизма передвигают рычаг управления двигателем в положение «Стоп».

Внимание! Запрещается одновременное нажатие рычагов управления передним и задним ходом. Несоблюдение данного условия может привести к выходу редуктора из строя.

Аппарат с культиватором

Работа с культиватором заключается в регулировке его положения в зависимости от категории обрабатываемых земель. Для этого мотоблок устанавливают параллельно земной поверхности. Регулируют ограничитель заглубления фрез культиватора в почву.

Независимо от категории почвы, глубина заглубления не должна превышать 20 см – на песчаных почвах и 10 см – на глинистых почвах и суглинках. При рыхлении почвы агрегат захватывает полосу земли шириной до 1200 мм.

Мотоблок Луч МБ-1 является универсальным средством. Легкий агрегат является незаменимым помощником при возделывании целинных и пахотных земель.

Для доставки к месту производства работ инструмента и материалов используют прицепную тележку. Очистку снега в зимнее время года осуществляют с помощью дополнительного навесного оборудования.