Труба (музыкальный инструмент). Духовые инструменты: список, названия Разновидность музыкальных труб

Основные сведения Авлос - древний духовой деревянный музыкальный инструмент. Авлос считается далёким предшественником современного гобоя. Был распространён в Передней Азии и Древней Греции. Исполнитель обычно играл на двух авлосах (или двойном авлосе). Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении, в военной музыке (в Спарте). Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией.


Основные сведения Английский рожок - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой альтовый гобой. Своё название английский рожок получил из-за ошибочного применения французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом» - по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок). Устройство По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет больший размер, грушевидный раструб


Основные сведения Бансури - древний индийский духовой деревянный музыкальный инструмент. Бансури представляет собой поперечную флейту, изготовляемую из цельного куска бамбука. Имеет шесть или семь игровых отверстий. Распространён бансури в Индии, Пакистане, Бангладеше и Непале. Бансури очень популярен у пастухов и является частью их обычаев. Его можно увидеть также в буддистской живописи около 100 года нашей


Основные сведения Бас-кларнет (итал. clarinetto basso) - духовой деревянный музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появившаяся во второй четверти XIX века. Диапазон бас-кларнета - от D (ре большой октавы; на некоторых моделях диапазон расширен вниз до B1 - си-бемоль контроктавы) до b1 (си-бемоль первой октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но они не применяются.


Основные сведения Бассетгорн - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Бассетгорн имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, однако большую длину, из-за чего звучит ниже. Для компактности трубка бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Помимо этого, инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз до ноты до (по написанию). Тембр бассетгорна


Основные сведения, история Блокфлейта - духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Блокфлейта - разновидность продольной флейты. Блокфлейта известна в Европе с XI века. Она была широко распространена в XVI-XVIII веках. Использовалась как сольный инструмент, в ансамблях и оркестре. Для блокфлейты писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф.


Основные сведения Брёлка - русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, бытовавший в прежние времена в пастушеской среде, а ныне изредка появляющийся на концертных площадках в руках музыкантов фольклорных ансамблей. Брёлка обладает сильным звуком очень яркого и светлого тембра. Брёлка по своей сути не что иное, как древний вариант гобоя, однако по сравнению с пастушеской жалейкой,


Основные сведения Вистл - духовой деревянный музыкальный инструмент, кельтская народная дудка. Изготавливаются вистлы, как правило, из жести, но существуют также деревяенные, пластиковые и даже серебрянные варианты инструментов. Вистл очень популярен не только в Ирландии, но и во всей Европе. Большинство вистлов, однако, делается в Англии и Ирландии, они же наиболее популярны среди вистлеров. Вистлы существуют


Основные сведения Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие


Основные сведения Гобой д’амур - духовой деревянный музыкальный инструмент, очень похожий на обычный гобой. Гобой д’амур слегка больше обычного гобоя и, по сравнению с ним, даёт менее напористый и более мягкий и спокойный звук. В семействе гобоев он ставится как меццо-сопрано или альт. Диапазон - от соль малой октавы до ре третьей октавы. Гобой д’амур


Основные сведения, происхождение Ди (хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой деревянный музыкальный инструмент. Ди - один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э.. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около


Основные сведения Диджериду (англ. didjeridoo) - древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki). Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый


Основные сведения Дудка - народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. В Украине до настоящего времени сохранилось название сопилка (сопель), в России встречающееся редко, в Белоруссии оно


Основные сведения Дудук (циранапох) - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами. Традиционное название армянского дудука - циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева». Музыка


Основные сведения Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Жалейка известна также под названием жаломейка. Происхождение, история жалейки Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII


Основные сведения Зурна - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, распространённый у народов Закавказья и Средней Азии. Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда. Тембр зурны яркий и пронзительный. Зурна находится в близком


Основные сведения Кавал - пастушеский духовой деревянный музыкальный инструмент. Кавал представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3-4 отверстия, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала - диатонический. Длина кавала достигает 50-70 см. Кавал распросранён в Болгарии, Молдавии и Румынии, Македонии, Сербии,


Основные сведения, устройство Камыль - адыгейский духовой деревянный музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего - из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Длина камыля составляет около 70 см. Звукоряд камыля


Основные сведения Кена (исп. quena) - духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Кена обычно изготавливается из тростника, меет шесть верхних и одно нижнее игровое отверстие. Как правило, кена делается в строе G (соль). Флейта кеначо представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D (ре).


Основные сведения Кларнет - духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью. Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет


Основные сведения Кларнет д’амур (итал. clarinetto d’amore) - духовой деревянный музыкальный инструмент. Устройство Подобно видовому инструменту, кларнет д’амур имел одинарную трость и цилиндрическую трубку, однако ширина этой трубки была меньше, чем у обычного кларнета, звуковые отверствия также были более узкими. Кроме того, часть трубки, к которой прикреплялся мундштук, была слегка изогнута для компактности - корпус


Основные сведения Колюка - духовой деревянный музыкальный инструмент - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений - борщевик, пастушья дудка и другие. Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо


Основные сведения Контрафагот - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность фагота. Контрафагот - инструмент такого же типа и устройства, что и фагот, но с большим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Контрафагот является самым низким по звучанию инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос. Названия контрафагота на


Основные сведения Кугиклы (кувиклы) - духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана. Устройство кугикл Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые


Основные сведения Курай - национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Основная и традиционная особенность игры на курае - это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию


Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


Основные сведения Мабу (мапу) - традиционный тибетский духовой деревянный музыкальный инструмент. В переводе с носу «ма» означает «бамбук», а «бу» — «свирель«, «тростниковая флейта«. Мабу имеет бамбуковый ствол с одинарным подрезным язычком. В стволе флейты проделано 8 игровых отверстий, 7 верхних, одно — нижнее. На конце ствола находится небольшой роговой раструб. Мабу также иногда делается


Основные сведения, характеристики Малый кларнет (кларнет-пикколо) - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Малый кларнет имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит в более высоком регистре. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый, особенно в верхнем регистре. Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется


Основные сведения, устройство Най - молдавский, румынский и украинский духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная многоствольная флейта. Най состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд ная диатонический. На нае исполняются народные мелодии различных жанров - от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты:


Основные сведения Окарина - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Название «окарина» в переводе с итальянского языка означает «гусёнок«. Окарина представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена окарина в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По


Основные сведения Пинкильо (пингульо) - старинный духовой деревянный музыкальный инструмент индейцев-кечуа, тростниковая поперечная флейта. Пинкильо распространён среди индейского населения Перу, Боливии, Северной Аргентины, Чили, Эквадора. Пинкильо является предком перуанской кены. Пинкильо изготавливается из тростника, по традиции срезаемого «на рассвете вдали от посторонних глаз». Имеет 5-6 боковых игровых отверстий. Длина пингульо 30-32 см. Диапазон пингульо около


Основные сведения, применение Поперечная флейта (или просто флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра. Названия поперечной флейты на разных языках: flauto (итальянский); flatus (латинский); flute (французский); flute (английский); flote (немецкий). Флейте доступна самая разнообразная техника исполнения, ей часто поручается оркестровое соло. Поперечная флейта применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом,


Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,


Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


Основные сведения Сулинг - индонезийский духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная свистковая флейта. Сулинг состоит из бамбукового цилиндрического ствола, длиной около 85 см и снабжён 3-6 игровыми отверстиями. Звук сулинга очень нежный. Обычно на этом инструменте исполняются печальные мелодии. Сулинг используется как сольный и как оркестровый инструмент. Видео: Сулингна видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения, устройство, применение Сякухати - духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сякухати - чи-ба. Стандартная длина флейты сякухати - 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь».


Основные сведения Тилинка (теленка) - молдавский, румынский и украинский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой открытую трубку без игровых отверстий. Тилинка распространена в деревенском быту, чаще всего используется народами, живущими возле Карпатских гор. Звук тилинки зависит от того, насколько музыкант закроет пальцем открытый конец трубки. Переход между нотами осуществляется засчет передува и закрыванием/открыванием противоположной

Труба (ит. tromba) — духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов. В этой статье разберемся, что из себя представляет «музыкальная» труба и какие у нее есть виды. Современный музыкальный инструмент «труба» по своему внешнему виду очень напоминает пионерский горн. Та же свернутая овалом трубка, которая, расширяясь на конце, образует раструб. Но в отличие от натурального горна и старинных труб, сейчас труба снабжена специальным вентильно-пистонным механизмом, дающим возможность извлекать все звуки хроматической гаммы. На горне можно извлекать звуки только натурального абертонового звукоряда, то есть звук берется без нажатия вентилей.

Фото трубы — музыкального инструмента

В исполнительском процессе активно участвуют три пальца правой руки: указательный,средний и безымянный. Аппликатура на трубе и корнете по сравнению с другими духовыми инструментами довольно проста. Наряду с основной, используемой в практике, существует еще и дополнительная, которая применяется в особых случаях, например, когда необходимо исправить интонационную неточность звукоряда или использовать более удобную комбинацию вентилей.

В практике на духовом инструменте «труба» утвердились два вида вентилей: помповые (или «пистоны») и вращающиеся. При помповых вентилях действует система поршневой конструкции. Они нажимаются пальцами до требуемой глубины,при которой просверленные в них отверстия оказываются напротив открытого входа в добавочную крону (см. ниже). При вращающихся вентилях добавочные кроны открываются при помощи поворота специальных барабанчиков, которые тоже приводятся в действие нажатием пальцев.

На трубе и корнете в основном используется три вентиля (на трубе-пикколо четыре вентиля, что связано с особенностью инструмента.Речь об этом пойдет в разделе «Современные модели.Труба-пикколо»), а следовательно,три добавочных кроны — т.е. трубки, которые при нажатии вентилей понижают общий строй инструмента на 1/2 — 3 тона. Они вытаскиваются для слива накопившейся в процессе игры влаги и дополнительной подстройки инструмента.

Там где основная трубка делает изгиб имеется еще основная крона, при помощи которой проводится основная настройка.

Важной составной частью всех медных инструментов является мундштук. Есть много фирм, которые выпускают различные модификации мундштуков, так что каждый исполнитель может подобрать для себя тот самый экземпляр,который необходим ему в тот или иной момент исполнительской практики.
От размеров и профиля мундштука во многом зависит характер тембра инструмента и способность извлекать звуки разных регистров.Хорошие его качества не менее важны, чем игровые возможности самого инструмента.
Трубач прикладывает мундштук к губам без нажима и посылает силньую струю воздуха. Но инструмент начинает звучать только тогда,когда появляется вибрация воздушного столба, находящегося в его канале,что происходит в результате вибрации губ.

Высота звука зависит не только от нажатия вентилей, но и от большей или меньшей упругости губ и частоты их вибрации.

Большая музыкальная труба

Труба in В, или как ее называют непрофессионалы большая музыкальная труба , применяется в эстрадных оркестрах и ансамблях как высокий мелодический инструмент, на котором исполнитель играет более мягким звуком, чем в духовом и симфоническом оркестрах. В группе медных духовых инструментов она является ведущей. Тембр ее звонкий, светлый и яркий. В эстрадных оркестрах, ансамблях в основном применяются трубы с помповым механизмом.

Следует отметить, что в настоящее время в практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов благодаря совершенствованию инструмента и исполнительскому мастерству музыкантов часто используются звуки до ре-ми-фа третьей октавы.

Труба звучит большой секундой ниже записи:

В художественной самодеятельности наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки. В оркестрах и ансамблях труба может исполнять как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Она является солирующим инструментом, ведет первые голоса в группе, педаль.

Довольно часто в игре применяются сурдины, придающие звуку мягкость, приглушенность, меняющие тембровую окраску, помогающие обогатить оркестровую палитру.

Музыкальные трубы — виды

У музыкального инструмента «труба» есть несколько видов, в которых начинающие исполнители часто путаются. Например, принимают за трубу — тубу или тромбон. Это совершенно разные духовые музыкальные инструменты. Давайте поговорим отдельно о каждом виде труб, чтобы разложить все по полочкам.

Основной музыкальный инструмент — труба Си-бемоль / До (Trumpet BЬ/C)

Труба в строе си-бемоль — это тот самый инструмент,который все мы привыкли видеть
на сцене и в оркестровой яме во время концертов,спектаклей,других мероприятий. Это самый распространенный инструмент в нашей стране и все трубачи начинают играть именно на нем.

На трубе Си-бемоль играют и произведения,написанные для труб в других строях,что правда бывает не совсем удобно,и иногда из-за этого немного теряется тембровая и динамическая выразительность. Оркестровые партии и сольные произведения для нее писали все отечественные композиторы 20 века.

Ее в какой-то степени «близнец» — это труба До. Звук ее немного уже,а в верхнем регистре играть немного легче. У этой трубы,на мой взгляд, много преимуществ по сравнению с си-бемольной: кроме уже перечисленных выше (легкость в верхнем регистре и меньшие затраты энергии), неоспоримым достоинством является и то,что она не транспонирует, что облегчает работу на ней.

Труба До очень распространена в Европе (особенно во Франции,где она является основным инструментом). Для нее писали все ведущие французские композиторы 20 века: Томази,Жоливе,Боцца,Сен-Санс,Дезенкло,Бара и другие. Сейчас она все больше входит в практику и в нашей стране;произведения и партии,написанные в строе До, стараются исполнять на ней,а не как в середине 20 века,когда все (даже партии кларино!) игралось на трубе Си-бемоль.

Духовой музыкальный инструмент труба Ре / Ми-бемоль (Trumpet D / Es)

Малая труба в строе ре появилась на рубеже 19 — 20 веков. Предполагается, что трубу в сторое ре сделали специально, чтобы исполнять высокие партии кларино в сочинениях барочных композиторов.

Ее диапазон выше,чем у трубы си-бемоль,а звук уже и звонче (но не такой узкий,как у трубы-пикколо),что делает удобным ее применение как в сольной,так и в оркестровой практике. Но в оркестре она не очень прижилась и использовалась в редких случаях для расширения вверх диапазона группы медных инструментов.Зато в сольной практике она получила широкое применение (большинство старинных концертов было написано в тональности ре-мажор,что делает удобным их исполнение на этой трубе в до-мажоре). На ней и по сей день ведущие трубачи мира исполняют музыку эпохи барокко.

Труба в строе ми-бемоль была сконструирована по заказу Римского-Корсакова,который пытался расширить диапазон трубной группы (по его же просьбе была сделана альтовая труба Фа) и с удовольствием применял ее в своих операх. Существуют и некоторые другие примеры применения этого инструмента в оркестре,в основном в музыке 20 века.

В качестве сольного инструмента ее применяют при игре старинной музыки и концертов Гуммеля и Гайдна,которые значительно проще исполнять на ней,нежели на трубе си-бемоль.
Трубы ре и ми-бемоль по звуковым характеристикам идентичны,поэтому фирмы зачастую делают одну трубу,которая с помощью разных крон можно перестроить из одного строя в другой.

Духовой музыкальный инструмент Труба-пикколо Ля / Си-бемоль (Piccolo trumpet A / Bb)

Труба-пикколо , как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью — для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.
Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировать.

В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в «Петрушке»,где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.
На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум, Людвиг Гюттлер, Морис Андре, Уинтон Марсалис, Хакан Харденбергер и многие другие.

А теперь смотрим видео, в котором артист оркестра Большого театра России Ярослав Алексеев наглядно покажет и расскажет о нашем инструменте.

(итал. - Tromba, франц. - Trompette,
нем. -
Trompete, англ. - Trumpet,)

Труба, как музыкальный инструмент, известна с древних времен. Великие цивилизации ощутили на себе всю глубину звука этого инструмента. И хотя в каждом государстве она отличалась формой и материалами, все эти трубы объединяло одно- существенная роль в жизни людей и государства. Так этот инструмент сопровождал не только праздники, культовые обряды и театральные представления, но и участвовал на поле битвы.

Диапазон и регистры трубы

Оркестровый диапазон – от до первой октавы до си♭ второй октавы.


Немного истории

В Древней Индии была популярна труба шанкха. Она отличалась мощным и полным звуком. В Китае пользовались большой популярностью духовые из бронзы. В Риме музыкальные инструменты делились на мужские и женские по способу исполнения. Прямые трубы, букцины, рога охотно использовались в государственных делах. Но все изменилось после падения Римской Империи в 476 году. Церковь и влиятельные люди взяли правление в свои руки. С этого момента культурные достижения античности потихоньку разрушались. Инструментальная музыка стала под запретом. В 12 веке начали появляться светские музыканты: труверы, трубадуры, которые относились к рыцарскому сословию. Воины - музыканты исполняли свои произведения на трубе. Так что этот инструмент начал снова набирать популярность. Когда воины шли в бой, трубачи сопровождали их. От них зависел настрой солдат в походе и лагере. Труба давала сигналы во время боя и, таким образом, управляла войском. Рубеж Средневековья и эпохи Возрождения известен ростом популярности трубы. В это время технология изготовления этого инструмента совершенствовалась. Ствол трубы начали загибать, сохраняя изначальную длину. Эпоха Возрождения - это время расцвета искусства. Инструментальная музыка терпит изменения. Теперь она служит как сопровождение хорам и певцам, так и отдельным музыкальным произведением для игры и пения. Барокко можно назвать «золотым временем трубы». Авторы своих музыкальных композиций стали вписывать партии трубы. В свет выходили виртуозы, которые удивляли людей своим искусством «кларино». Как говорил известный трубач И.Э.Альтенбург, техникой «кларино» могли овладеть только те музыканты, которые от природы имели развитый дыхательный аппарат, крепкий организм. Композиторы начали писать произведения для сольного выступления этого инструмента. Одним из самых первых и знаменитых произведений были сонаты Джироламо Фантини, которые он написал в 1683 году. Сонаты были разные по темпу и сложности в исполнении. Поэтому их могли сыграть только истинные музыканты. Эпоха Классицизма известна формированием классического оркестрового стиля. Тогда сформировался парный состав симфонического оркестра и состоял из 2-ух валторн, 2-ух труб, позже добавились 3 тромбона и 2 валторны. В это время труба стала полноценным участником оркестра. В 21 веке этот инструмент принимает участие во всех музыкальных жанрах. Труба играет как отдельный инструмент, а также и в совокупности с другими.

Немного теории

Труба отличается от других духовых инструментов высоким регистром. Она прекрасно справляется с простым и ломаным арпеджио, отлично выполняет хроматические, диатонические пассажи. Как же работает этот инструмент? Вся фишка в том, что звук извлекается, благодаря воздуху. Он как бы «вдувается» исполнителем между сомкнутых губ. И мы слышим приятный тембр.

Существует несколько типов трубы:


Эта труба звучит на октаву ниже. Во 2-ой половине 20 века этот инструмент утратил свою популярность. Сегодня на ее месте играет тромбон, который похож по тембру, регистру и строению.


Звучит на чистую квинту или кварту. В современном оркестре ее практически нельзя услышать. Ее партию часто играют на флюгельгорне.

Труба - пикколо


Набирает популярность, в связи к интересу к средневековой музыке. Играет в си- бемоль, также можно перестроить в ля.

Есть еще труба си-бемоль;
Этот тип трубы имеет огромную популярность в Америке. Ее изюминкой является особенность настройки. Интересный факт, что ноты, написанный на листе, эта труба играет на тональность ниже.

Из чего сделана

Трубы, в основном, делают из меди. Из серебра – намного реже. Из металлического листа изготавливают трубку, которую потом сгибают. Она имеет сужение у мундштука и расширение у раструба. Именно эта форма трубы позволяет инструменту извлекать такой приятный и изумительный тембр. Важно правильно рассчитать длину трубки, степень расширения раструба. Ведь от этих показателей напрямую зависит звук и тембр трубы. Она имеет 3 вентиля, которые понижают звук на полтора тона, полтона и тон. При одновременном нажатии 2-ух или 3-ех вентилей можно понизить строй трубы на 3 тона. Например, на трубе- пикколо есть 4-ый вентиль, благодаря которому можно понизить строй инструмента на 5 полутонов.

Труба в джазе

Этот музыкальный инструмент появился раньше саксофона в мире джаза. Поэтому ее можно смело назвать самым джазовым инструментом. Ведь не зря говорят, что именно труба хранит в себе душу джаза. Самые известные джазмены, у которых труба была любимым инструментом, поистине известные личности. Это Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Дизи Гиллепси, Вуди Шоу, Артур Сандовал.
Луи Армстронг. Он родился 4 августа 1901 году. Его считают гением джаза. Как говорил Дизи Геллеспи, посол мира: «Луи сделал для трубы больше, чем кто-либо другой».
Майлз Дэвис. Родился 25 мая 1926 года. Он создал такие направления, как кул-джаз, модальный джаз, джаз-рок. Современный джаз- это и есть Майлз Дэвис.
Дизи Гиллеспи. Появился на свет 21 октября 1917 года. Его считают самым гениальным трубачом в мире джаза.
Вуди Шоу. Родился 24 декабря 1944 года. Его считают великим композитором 2-ой половины 20 века. Вуди Шоу расширил лексикон трубы. У него была идеальная фотографическая память. Поэтому он ни разу не выступал с нотными листами на сцене. Поразительно, но он мог точно сыграть любой отрывок аранжировки, которую увидит.
Артуро Сандовал. Жизнь его началась 6 ноября 1949 года. Он сумел объединить кубинские нотки и джаз. Он поражал всех своей оригинальностью и техничностью, касательно звукоизвлечения. Он подарил джазу новое дыхание. Современный джазмен Маркус Фюдерера, который получил любовь своих слушателей в 2008 году, играет электро- свинг с нотками хауса, мажорного джаза и брейкбита. Его музыка соединила в себе классический джаз с импровизацией современных инструментов и музыкальных направлений. Какую трубу можно купить новичку? Продвинутые музыканты советуют новичкам покупать «ученические» или по- другому «студенческие» модели. Они отличаются объемом трубки и толщиной металла. Благодаря этому, на них легче играть. Наиболее известные в своем классе, труба Bach Model Student TR300H Bb Trumpet и YAMAHA-2110. Также можно обратить внимание на бразильскую марку WERIL. Трубы отличаются хорошим качеством и приемлемой ценой. После изучения основ, желательно поменять инструмент на более профессиональный. Так как «студенческая труба» не может конкурировать по звуку и тембру. Как говорят многие музыканты, неважно какой марки труба. В разных руках она будет звучать по-разному. Главное найти свой инструмент, на поиски которого может уйти не один год жизни. .

Прослушайте как звучит Труба

Франц Шуберт - Серенада (D-Moll) Тимофей Докшицер

Музыка из М/Ф "Ну, погоди"

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Труба - музыкальный инструмент

Труба (итал. tromba , фр. trompette , нем. Trompete , англ. trumpet ) - медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времен пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей эры трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввел итальянский композитор К. Монтеверди, когда в 1607 г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей».

Чтобы понять, как устроена труба, обратимся к ее историческому собрату, хорошо знакомому нам пионерскому горну, непременному участнику всех сборов, слетов и лагерной жизни. Он отличается простотой устройства. Это металлическая трубка (ствол), дважды свернутая в вытянуто-овальную форму для того, чтобы инструмент было удобнее держать. Две трети канала ствола - цилиндрические, а треть, постепенно расширяясь, переходит в «колокол» - раструб.
На таком инструменте можно извлекать всего 5-6 звуков. Поэтому он и называется натуральной трубой.

В основе современной трубы лежит то же устройство. Но в отличие от натуральной у нее особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы - 33-35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник - мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.

Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.

Виды труб

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c³ (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы:

  1. Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.
  2. Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
  3. Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба - самый высокий по диапазону инструмент. Ее голос мы слышим обычно тогда, когда внутреннее напряжение музыки достигает наивысшей точки. Именно она придает звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость. Труба участвует во многих острых, драматических моментах, в создании героических, волевых и мужественных образов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. В то же время труба может играть и очень тихо, мягко. Ее динамический диапазон - от чуть слышного до потрясающе мощного звучания.
В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос-мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.

Выразительные и технические возможности трубы настолько велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, А. Г. Арутюняна, А. Н. Пахмутовой.

История трубы

Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э.

Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету - родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров - Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.


Постоянный адрес статьи: Труба - музыкальный инструмент. О трубе

Разделы сайта

Форум электронной музыки

О кларнете

Если гобой, флейта и фагот пребывают уже более четырех столетий в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18 веке. Предком кларнета был средневековый народный инструмент - свирель "шалюмо". Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний...

Относится к духовым музыкальным инструментам. Среди медных духовых он самый высокий по звучанию. Материалом для изготовления труб служит медь или латунь, иногда их делают из серебра и др. металлов. Инструменты, подобные трубе, были известны человеку с древних времен. Уже в период античности была известна технология изготовления трубы из цельного листа металла. В странах древнего мира и значительно позже, на протяжении многих столетий, труба играла роль сигнального инструмента. В эпоху Средневековья в армиях существовала специальная должность трубача, который с помощью сигналов передавал приказы командующего тем войсковым частям, которые находились на значительном удалении. Существовал специальный отбор людей, которых в дальнейшем обучали игре на трубе. В городах имелись башенные трубачи, которые своим сигналом оповещали горожан о приближении кортежа с высокопоставленной особой, смене времени суток, приближении войск неприятеля, пожаре или других событиях. Ни один рыцарский турнир, праздник, праздничные шествия не обходились без звучания труб, подававших сигнал о начале торжественных мероприятий.

Золотой век трубы

В эпоху Возрождения технология изготовления труб становится более совершенной, растет интерес композиторов к этому инструменту, партии труб включают в оркестр. Золотым веком для инструмента многие специалисты считают период барокко. В эпоху классицизма на первый план выходят мелодические, романтичные линии, натуральные трубы уходят далеко в тень.
И только в 20-м столетии, благодаря улучшению конструкции инструмента, потрясающему мастерству трубачей, труба часто выступает как сольный инструмент в оркестрах. Она придает звучанию оркестра необыкновенную приподнятость. Благодаря яркому, блестящему тембру инструмента его начинают использовать в джазе, ска, эстрадном оркестре, других жанрах. Всему миру известны имена выдающихся сольных трубачей, филигранное мастерство которых будет всегда потрясать человеческие души. Среди них: гениальный трубач и вокалист Луи Амстронг, легендарный Андре Морис, выдающийся российский трубач Тимофей Докшицер, потрясающий мастер игры на трубе канадец Йенес Линдеманн, виртуозный исполнитель Сергей Накаряков и многие другие.

Устройство и разновидности трубы

По сути, труба является длинной цилиндрической формы трубкой, изогнутой в вытянуто-овальную форму для компактности. Правда, у мундштука она немного сужается, у раструба — расширяется. При изготовлении трубы очень важно правильно рассчитать степень расширения раструба и длину трубы. Для понижения звука имеется три вентиля, у некоторых разновидностей (труба-пикколо) — четыре. Механизм вентилей позволяет менять длину столба воздуха в трубе, что вместе со сменой положения губ позволяет получать гармонические созвуки. При извлечении звука важны игровые качества мундштука. При игре на трубе инструмент поддерживают слева, правой рукой нажимают вентили. Отсюда, труба называется правосторонним инструментом. Сегодня большинство групп играют на трубах, выполненных в строе си-бемоль, длиной 4,5 футов. Среди разновидностей имеются: редко используемая сегодня альтовая труба; вышедшая из употребления с середины 20 века басовая; малая (труба-пикколо), переживающая сегодня новый подъем.