Основные свойства системы рациональных чисел. Основные свойства системы рациональных чисел Где может понадобится влагостойкий утеплитель

Часть 2. Автоматизация баз данных.

В части 2 методического пособия «Работа с базами данных» предлагается организовать БД «Агроном» на компьютере, используя СУБД АCCESS2000. Основой для ввода данных в базу являются таблицы 2,3,4,5,6 (приложение 1), разработанные в части 1 данного пособия.

Порядок выполнения работы:

    Задать структуру таблиц (определить поля, их тип и указать свойства полей);

    Заполнить таблицы исходными данными;

    Установить связи между таблицами и типы отношений;

    Выполнить запросы по заданию;

    Получить формы для ввода, просмотра и редактирования записей таблиц;

    Составить отчеты.

    Структура таблиц.

Структурирование данных – это введение соглашений о способах представления данных.

Каждая таблица состоит из строк и столбцов, которые в компьютерных БД называются записями и полями соответственно. Каждую строку можно рассматривать как единичную запись. Информация внутри записи состоит из полей. Все записи состоят из одинаковых полей. Данные для одного поля во всех записях имеют одинаковыйтип , но разные поля могут иметь разный тип данных.

Имя поля 1 вводится взамен наименования столбца. Каждому полю определяется тип.

Типы полей

Поля могут иметь следующие типы:

    текстовый,

    числовой,

    денежный,

  • дата\время,

    логический,

    поле МЕМО,

    мастер подстановок.

Каждый из типов данных наделён собственными свойствами: размер поля, формат поля, число десятичных знаков, индексированное и др.

Текстовые поля по умолчанию имеют размер – 50 знаков, но могут иметь от 1 до 255.

Числовые поля обычно используются в математических операциях. Прежде чем установить размер поля, подумайте какие значения вы будете хранить в нём. Выбрав оптимальное значение, вы сэкономите место для хранения данных.

В таблице 1 содержатся возможные значения числовых полей.

Таблица 1

Для указания количества десятичных знаков используется свойство поля ЧИСЛО ДЕСЯТИЧНЫХ ЗНАКОВ (от 0 до 15). Атрибут АВТО служит для автоматической установки количества десятичных знаков после запятой.

Денежное поле аналогично числовому. Число десятичных знаков после запятой равно 2.

Поля типа Счетчик предназначены для хранения данных, значения которыхне редактируются , а устанавливаются автоматически при добавлении каждой новой записи в таблицу. Их значения являются уникальными (порядковые номера).

Поля Дата/Время используют разные форматы от 1 января 100 года до 31 декабря 9999 года.

Поля МЕМО тестовые произвольной длины до 64 000 символов.

Тип поля Мастер подстановок создаёт поле, в котором предлагается выбор значения из раскрывающегося списка.

Задание 1

Изучите содержание столбцов в таблицах 2 – 6 (приложение 1), составьте список полей и присвойте каждому собственное имя. Затем по значениям, которые встречаются в таблицах, определите типы полей. Размер определяется по максимальному значению реквизита либо часто встречающемуся. Для числовых полей следует учесть максимальную длину целой, дробной части и разделитель «,». В таблице 2 приведен пример определения типа и свойств полей. Определите свойства всех полей в таблице 2.

Таблица 2

Свойства полей бд «Агроном»

Задание 2

Задайте структуру таблиц, используя Субд ACCESS.

Порядок выполнения задания:

    Загрузите программу MicrosoftACCESS. (Пуск / Программы /MicrosoftAccess).

    В окне установите переключатель для «новой базы», щелкните ОК.

    Объявите имя новой БД - АГРОНОМ, щелкните по кнопке Создать.

Свойства полей: «Обязательное поле», «Пустое поле», «Индексированное поле» могут иметь значения - ДА, НЕТ. Настройка этих полей используется для контроля при вводе данных. Значения следует определять, анализируя информацию таблицы.

После ввода всех полей таблицы закройте окно, сохраните структуру, введя имя таблицы, а на запрос «Создать ключевое поле сейчас?» ответьтеутвердительно . Наблюдайте, как в окне базы данных появилось имя таблицы.

    Заполните структуры всех таблиц.

Задание 3

Заполните все таблицы исходными данными.

В окне базы данных выделите имя таблицы, щелкните по кнопке на панели инструментови заполните данные из приложения1. При вводе данных наблюдайте заполнение поляСчетчик порядковыми номерами. Эти ячейки пропускайте клавишейTAB, они заполняются автоматически:1, 2, 3… Закрытие окна сохраняет введенные записи.

Задание 4

Установите связи между таблицами и типы отношений.

Порядок выполнения:

    Выполните пункты меню Сервис – Схема данных.

    В окне Добавление таблиц выделить таблицы и перенести их в окноСхема данных, используя кнопку Добавить.

    Закрыть окно Добавление таблиц.

    В окне Схема данных должны отобразиться структуры добавленных таблиц. Если поля таблиц не видны, необходимо выполнить пункты менюВид – Список полей.

    Указателем мыши «ухватить» поле Хозяйство таблицыРайоны и «отбуксировать» его к одноименному полю таблицыХозяйства. На экране появитсяокно Изменение связей, где будет указано, по каким полям устанавливается связь. Если строкеТип отношения тип не соответствует, его можно уточнить через кнопкуОбъединение. Для установки связи нажать кнопкуСоздать.

При использовании Составного ключа между таблицами может быть создана новая связь. На запрос с экранаИзменить существующую связь? следует ответитьНет, а затем нажать кнопкуСоздать.

Удаление связи . Выделите линию связи (линия становится более толстой), а затем нажмите клавишуDelete .

Изменение существующих связей. Закройте все открытые таблицы. Изменять связи между открытыми таблицами нельзя. Указатель мыши установите на линию связи (или дважды щелкните по ней) и правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню. В окнеИзменение связей выполнитередактирование, а через кнопкуОбъединение выберите требуемый тип объединения.

    Установите связи между остальными таблицами.

    Закройте окно Схема данных.

Поля - это основные элементы структуры базы данных. Они обладают свойствами. От свойств полей зависит, какие типы дан­ных можно вносить в поле, а какие нет, а также то, что можно делать с данными, содержащимися в поле.

Например, данные, содержащиеся в поле Цена, можно просуммиро­вать, чтобы определить итоговый результат. Суммировать данные, содержащиеся в поле Номер телефона, совершенно бессмысленно, даже если номера телефонов записаны цифрами. Очевидно, что эти поля обладают разными свойствами и относятся к разным типам.

Основным свойством любого поля является его длина. Длина поля выражается в символах или, что то же самое, в знаках. От длины поля зависит, сколько информации в нем может поместиться. Мы знаем, что символы кодируются одним или двумя байтами, поэтому можно условно считать, что длина поля измеряется в байтах.

Очевидным уникальным свойством любого поля является его Имя. Разумеется, одна база данных не может иметь двух полей с одинаковым именем, поскольку компьютер запутается в их содержимом. Но кроме имени у поля есть еще свойство Подпись. Подпись - это та информация, которая отображается в заголовке столбца. Ее не надо путать с именем поля, хотя если подпись не задана, то в заголовке отображается имя поля. Разным полям, например, можно задать одинаковые подписи. Это не помешает работе компьютера, поскольку поля при этом по-прежнему сохраняют разные имена. Разные типы полей имеют разное назначение и разные свойства.

1. Основное свойство текстового поля - размер.

2. Числовое поле служит для ввода числовых данных. Оно тоже имеет размер, но числовые поля бывают разными, например, для ввода целых чисел и для ввода действительных чисел. В послед­нем случае кроме размера поля задается также размер десятичной части числа.

3. Поля для ввода дат или времени имеют тип Дата/время. Для ввода логических данных, имеющих только два значения (Да или Нет; 0 или 1; Истина или Ложь и т. п.), служит специальный тип - Логическое поле. Нетрудно догадаться, что длина такого поля всегда равна 1 байту, поскольку этого более чем доста­точно, чтобы выразить логическое значение.

4. Особый тип поля - Денежный. Из названия ясно, какие данные в нем хранят. Денежные суммы можно хранить и в числовом иоле, но в денежном формате с ними удобнее работать. В этом случае компьютер изображает числа вместе с денежными едини­цами, различает рубли и копейки, фунты и пенсы, доллары и центы, в общем, обращается с ними элегантнее.

5. В современных базах данных можно хранить не только числа и буквы, но и картинки, музыкальные клипы и видеозаписи. Поле для таких объектов называется полем объекта OLE.


6. У текстового поля есть недостаток, связанный с тем, что оно имеет ограниченный размер (не более 256 символов). Если нужно вставить в поле длинный текст, для этого служит поле типа MEMO. В нем можно хранить до 65 535 символов. Осо­бенность поля MEMO состоит в том, что реально эти данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст.

7. Очень интересно поле Счетчик. На первый взгляд это обычное числовое поле, но оно имеет свойство автоматического наращи­вания. Если в базе есть такое поле, то при вводе новой записи в него автоматически вводится число, на единицу большее, чем значение того же поля в предыдущей записи. Это поле удобно для нумерации записей.

Лекция 2
Связанные таблицы

Примеры, которые мы привели выше, можно считать простей­шими базами данных, но на самом деле это не совсем базы, а только таблицы. Если бы информация хранилась в таких простых структурах, то для работы с ней можно было бы обойтись без специальных систем управления базами данных. На практике при­ходится иметь дело с более сложными структурами, которые обра­зованы из многих связанных таблиц.

Базы данных, имеющие связанные таблицы, называют также реля­ционными базами данных .

Рассмотрим пример работы малого предприятия, занимающегося прокатом компакт-дисков с компьютерными играми. Для того чтобы знать, кто какой диск взял, когда должен возвратить и сколько дисков каждого наименования осталось на складе, пред­приятию необходима база данных. Но если все сведения о поку­пателях и о дисках хранить в одной таблице, то таблица станет очень неудобной для работы. В ней начнутся повторы данных. Всякий раз, когда гражданин Новиков В. П. будет брать очередной диск, придется вписывать его домашний адрес, телефон и паспорт­ные данные. Так никто не работает. Это долго, трудно и чревато многочисленными ошибками.

Гораздо удобнее сделать несколько таблиц. В одной хранить све­дения о клиентах со всеми их паспортными данными, в другой - сведения о выданных дисках, чтобы в любой момент узнать, что выдано клиенту и когда наступает срок возврата, а в третьей табли­це - остаток дисков на складе, чтобы вовремя пополнять запасы. После этого отдельные поля таблиц связывают. Если из таблицы Прокат известно, что клиент НВП взял диск D001, то система управления базой данных мгновенно найдет в таблице Клиенты все паспортные данные этого человека, а в таблице Склад все данные об этом диске.

Разделение базы на связанные таблицы не только удобно, но иногда и необходимо. Например, для увеличения числа заказов менеджер фирмы, занимающейся прокатом компакт-дисков, решил поставить в общем зале компьютер, на котором каждый клиент может про­смотреть список имеющихся дисков с иллюстрациями из игр. Если база состоит только из одной таблицы, то вместе с информацией о дисках случайный посетитель получит доступ к информации о других клиентах фирмы. Вряд ли это понравится заказчикам. Такой мене­джер не только не приобретет новых клиентов, но и растеряет тех, которых имел.

Если данные в разных записях начинают повторяться, это может говорить о том, что база имеет плохую структуру. Надо подумать о том, нельзя ли разбить таблицу на группу связанных таблиц

Если заданы связи между таблицами, то работать с разными таблицами можно, как с одной цельной базой данных

Если существует такое целое положительное n , что для каждого выполняется равенство n r = 0 , то наименьшее из таких чисел n (скажем, n 0 ) называется характеристикой кольца R , а само R называется кольцом положительной характеристики n 0 . Если таких чисел не существует, то R называется кольцом характеристики 0 .

Характеристика кольца R обозначается символом .

Примеры

Свойства

Литература

  • Лидл Р., Нидеррайтер Г. Конечные поля: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. - М.: Мир, 1988.
  • Кострикин А. И. Введение в алгебру. - М.: Наука, 1977.
  • Глухов М. М., Елизаров В. П., Нечаев А. А. Алгебра: Учебник. В 2-х т. Т. 2. - М.: Гелиос АРВ, 2003.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Характеристика Эйлера
  • Характеристическая матрица

Смотреть что такое "Характеристика поля" в других словарях:

    характеристика (поля) - — Тематики защита информации EN characteristic …

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЯ - целое положительное простое число или число 0, однозначно определяемое для данного поля следующим образом. Если для нек рого п>0 где е единица поля К, то наименьшее из таких пбудет простым числом и оно наз. характеристикой поля К. Если же такого… … Математическая энциклопедия

    Характеристика кольца - Содержание 1 Определение 2 Примеры 3 Свойства 4 Литература … Википедия

    характеристика направленности преобразователя - Зависимость амплитуды (или интенсивности) акустического поля в дальней зоне преобразователя на постоянном расстоянии от эффективного акустического центра излучения от угла между центральным лучом преобразователя и прямой, проходящей через… … Справочник технического переводчика

    Характеристика (в технике) - Характеристика в технике, взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, определяющими состояние технического объекта (процесса, прибора, устройства, машины, системы), выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика и …

    характеристика - 3.1 характеристика (characteristic): Качественное или количественное свойство элемента. Примечание Примеры характеристик давление, температура, напряжение. Источник: ГОСТ Р 51901.11 2005: Менеджмент риска. Исследование опасности и… …

    Поля Галуа - Конечное поле или поле Галуа поле, состоящее из конечного числа элементов. Конечное поле обычно обозначается или GF(q), где q число элементов поля. Простейшим примером конечного поля является кольцо вычетов по модулю простого числа. Содержание … Википедия

    Поля (река) - У этого термина существуют и другие значения, см. Поля. Поля Заводь на П … Википедия

    Характеристика направленности громкоговорителя - 85. Характеристика направленности громкоговорителя Характеристика направленности Зависимость звукового давления в точке свободного звукового поля, находящейся на определенном расстоянии от рабочего центра от угла между рабочей осью… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Характеристика - I Характеристика в математике, 1) целая часть десятичного Логарифма. 2) Понятие теории дифференциальных уравнений (См. Дифференциальные уравнения) с частными производными. Х. дифференциального уравнения 1 го порядка… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Настольная игра "Футбол" (76199) , . Эта игра для детей и взрослых, которая позволит сделать любой семейный вечер или встречу с друзьями интересной и динамичной. Две команды по 11 игроков в каждой, ворота, мяч, табло счёта - тут… Купить за 7133 руб
  • Сотовая связь и здоровье. Электромагнитная обстановка. Радиобиологические и гигиенические проблемы. Прогноз опасности , Григорьев Юрий Григорьевич, Григорьев Олег Александрович. Впервые, с позиции российской научной школы радиобиологии и гигиены, дан подробный и всесторонний анализ сотовой связи, как значимого для населения источника электромагнитного поля.…

Крыша является сложной конструкцией с многочисленными слоями, которая защищает здание от осадков и других наваждений, а кровля считается ее завершающим покрытием. Кровельный элемент и принимает на себя все внешние воздействия, поэтому кровля должна быть из прочного и качественного материала.

Типы кровли

Перед началом строительства дома нужно учитывать тот факт, что крыша – это не только украшение, но и защита дома. При выборе кровельных материалов нужно расширенно изучить их свойства и характеристики, чтобы сделать выбор, устраиваемый каждого отдельно.

Сегодня можно увидеть большой список кровли, однако самыми распространенными являются:

  • ондулин;
  • черепица из керамики, битума и металла;
  • асбестоцементный шифер;
  • кровля из металлического покрытия.

Кроме основных параметров, по которым выбираются кровельные полотна, есть масса других принципов. К примеру, нужно учитывать область проживания и угол уклона. Некоторые застройщики ориентируются лишь внешними данными, а про практичность забывают. Многое также будет зависеть и от типа здания: временного или постоянного пользования.


На счет кровельных работ, рекомендуем обращаться в компанию http://stroiproekt77.ru/krovelnye-raboty-moscow

Особенности ондулина

Данное кровельное изделие выпускается компанией Onduline, от которого и пошло название обычного битумного шифера или, как сейчас его еще называют, еврошифером. Он достаточно доступен по ценовой категории, поэтому обрел такую популярность среди строителей.

Ондулин изготавливают из чистых органических веществ, поэтому изделие является безопасным и экологически чистым продуктом. Основным компонентом является целлюлоза, благодаря которой кровельное покрытие имеет высокий уровень водостойкости.

Ондулин выпускается в виде листа, очень легок в отличие от цементного шифера — 6,5 кг, что делает его монтаж совсем несложным. К недостаткам стоит добавить появление грибков и потерю цвета с течением определенного времени.

Виды черепицы

1. Керамическая

Материал создается при процессе спекания и прессовки глиняного состава, выпускается в виде плиток. Покрытие довольно практичное и долговечное. Если правильно уложить черепицу и выбрать нужный уклон, то она прослужит владельцу до 150 лет. Керамическая имеет приятный коричневый оттенок, поэтому крыша приобретает эстетичный внешний вид.

Недостатками изделия являются его высокая стоимость, большой вес, что усложняет процесс монтажа, и хрупкость при сильной нагрузке.

2. Битумная

Данная разновидность черепицы часто имеет статус мягкого и гибкого материала. В состав изделия входят битум, минеральная крошка и стекловолокно, выпускается в виде метрового плоского листа.

Битумная не боится высокой температуры. Долгое влияние солнечного ультрафиолета на поверхность черепицы совсем не наносит вреда, а только укрепляет. Высокие температуры «плавят» материал, а при остывании состав изделия лучше схватывается.

Достоинством кровельного покрытия также можно считать его маленький вес, что позволяет его быстро закрепить на кровле, хорошую звукоизоляцию и дешевизну.

Хотя материал обладает рядом преимуществ, однако из-за своей гибкости битум трудно скреплять при высокой температуре среды. На расплавленной черепице трудно ходить и работать.

3. Металлическая

За основу металлочерепицы берется оцинкованная листовая сталь, которую покрывают специальными красителями от коррозии. Материал небольшой в объеме, поэтому не нагружает конструкцию крыши. Благодаря листовой форме, монтаж производится намного быстрее керамической плитки.

Черепица крепится на гвозди с резиновыми подкладками. Со временем подкладки могут ослабнуть и слететь. Для того чтобы избавиться от проблемы, надо заменить крепежные детали.

Особенности асбестоцементного шифера

Многие на своем пути встречали всем известное с давних времен асбестоцементное кровельное покрытие. Такой материал нередко используют в кровлях частных домов.

Главными компонентами шифера являются цемент и асбест, выпускается изделие в виде листа. С недавних времен асбестоцементный материал начали покрывать специальной краской из полимерного состава, которая повышает его эксплуатационные качества, как устойчивость к морозу и влаге, и расширяет выбор цветового спектра.

Шифер имеет жесткую основу и большой вес, не горит, не гниет и легко монтируется. Однако при неправильной работе может поломаться из-за своей хрупкости.


Предварительный просмотр:
  • Все физические упражнения в программе по физической культуре 1-4 классов представлены разделами «Гимнастика», «Подвижные игры», «Игры на основе волейбола» и «Игры на основе баскетбола».
    В раздел «Гимнастика» включены:
    строевые и порядковые упражнения;
    общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
    коррекционные упражнения;
    упражнения в лазанье и перелезании;
    упражнения в равновесии;
    висы простые;
    элементы акробатики;
    упражнения в смене активного напряжения и расслабления;
    опорные прыжки (изучение элементов начинается в 3 классе, а как вид упражнений - с 4 класса).
    В раздел «Подвижные игры» включены:
    упражнения с основами бега;
    ходьба;
    прыжковые упражнения;
    лазанье, перелезание, ползание как спортивный вид упражнений (прикладной характер);
    метание;
    лыжные занятия (коньки) по выбору с учетом региональных и климатических условий, а в подготовительном классе катание на санках.
    Большое место в закреплении изученных упражнений отводится играм различной направленности, из которых в основном используются игры с элементами строя; бега; прыжков; метания; близкие к спортивным; спортивной направленности.
    Строевые и порядковые упражнения. Эти упражнения наиболее разнообразные. Овладение ими помогает учащимся 1-4 классов лучше ориентироваться в зале, запоминать свое место в строю, успешно выполнять построение и перестроение.
    Начиная с 1 класса детей следует строить по заранее начерченной линии, по ориентирам, проводить с ними различные игры типа «Кто быстрее», «Точно по местам».
    Этим упражнениям надо уделять особое внимание, можно обучение построению и перестроению проводить в основной части урока. Затратив больше времени на обучение, учитель тем самым в дальнейшем добивается высокой сознательной организованности, четкого выполнения учащимися строевых команд.
    Общеразвивающие упражнения (основные положения и движения рук, ног, туловища, головы). Этот материал на уроках физкультуры выполняет три функции:
    помогает ученику быстрее запомнить направление;
    развивает двигательные качества: силу, ловкость, быстроту;
    используется как подготовительные упражнения при обучении более сложным движениям.
    Среди общеразвивающих упражнений необходимо использовать различные дыхательные упражнения: под хлопки, удары барабана, под счет, сигнал свистка, по показу учителем.
    При выполнении упражнений учитель указывает на правильное сочетание дыхания с движением: руки вверх, в стороны, отведены назад - вдох; при сведении рук вперед, опускании вниз - выдох; наклоны туловища вперед, в стороны - выдох. Каждое упражнение повторяется 5-8 раз. В 1 и 2 классах следует чаще выполнять упражнения в игровой форме, как имитационные. Например: «Ходит цапля по болоту, увидела лягушку. Замерла». При произнесении слова «замерла» дети, удерживая равновесие, делают выдох и на счет «два-три» стоят на одной ноге, руки в стороны.
    Изучая основные положения и движения руками, ногами, туловищем, головой, ученики с нарушениями интеллекта, пожалуй, впервые получают представления об основных компонентах каждого конкретного движения - амплитуде, направлении, ритме, темпе. Эти сенсорные компоненты помогают управлять достижениями осознанно.
    Трудные упражнения учитель показывает, дети смотрят, затем выполняют под счет.
    Общеразвивающие упражнения (без предметов, с малыми мячами, гимнастическими палками, короткими скакалками, флажками, малыми обручами, мешочками, наполненными солью, песком). Эти упражнения - активное средство концентрации внимания, укрепления двигательного аппарата ребенка. Из этих упражнений можно составить несколько комплексов утренней гигиенической гимнастики, которые разучиваются на уроках и предлагаются как домашнее задание.
    Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов имеет принятие исходного положения (и. п.). Особенно этому надо учить детей подготовительного и 1 классов.
    Целесообразно обучать их следующим исходным положениям: стоя, сидя, лежа на животе, спине, стоя на коленях. Во 2 и в 3-4 классах можно вводить и другие исходные положения.
    Использование на уроках флажков, кубиков, кеглей, палок, скакалок и более крупных предметов - длинных палок, реек, больших обручей (3-4 классы), баскетбольных мячей - помогает учителю разнообразить, варьировать выполнение упражнений, а использование физкультурного инвентаря вызывает интерес к процессу выполнения. Действия учащихся становятся согласованными, они прикладывают максимум усилий к достижению результата, стараются действовать дружно. Это очень важно в 1-2 классах.
    При построениях с палками, флажками, малыми обручами необходимо обеспечить возможность передвигаться, стоять в строю на достаточном расстоянии друг от друга. Этому надо учить детей на самых первых уроках.
    Инвентарь, которым будут пользоваться учащиеся на уроке, должен находиться в определенном доступном месте. Дети могут брать его для занятий только с разрешения учителя, а по окончании выполнения упражнений кладут его на место.
    Обучение общеразвивающим упражнениям является определяющим. Упражнения подбираются так, чтобы они выполняли избирательное воздействие на коррекцию имеющихся нарушений физического развития, для формирования осанки, ориентировки в пространстве, при дифференцировке мышечных усилий и т. д.
    Выполняя упражнения с предметами, дети ориентируются на сам предмет, его цвет, вес, размер, местонахождение, обучаются особым способам манипулирования предметом. Хотя общеразвивающие упражнения и недоступны некоторым учащимся подготовительного и 1 классов (самостоятельное выполнение), учитель обязан на каждом занятии использовать их при условии правильного руководства процессом обучения.
    Коррекционные упражнения. В программе подготовительного и 4 классов коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:
    развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности движений;
    формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
    развитие и совершенствование сенсомоторики;
    интеллектуально-познавательное развитие.
    Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.
    Упражнения должны выполняться в различных исходных положениях, под счет, музыку.
    Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному развитию учеников 1-4 классов. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся начальной школы выполнить задание учителя самостоятельно. Например, в игровом упражнении «Перепрыгни через скакалку» ученики подготовительного и 1 классов переступают через лежащую на полу скакалку; ученики 2-3 классов перепрыгивают по нескольку раз только вперед, а ученики 4 класса перепрыгивают вперед-назад; сильные ученики перепрыгивают через вращающуюся скакалку.
    Игровые упражнения, как и коррекционные, в данном возрасте пока не требуют согласований движений каждого ребенка с движениями других детей, они являются последовательным переходом от индивидуальных действий к совместным.
    Акробатические упражнения. Акробатические упражнения в программе по физической культуре начальных классов представлены как элементы. Это группировка лежа на спине, перекаты в положении лежа в разные стороны, кувырки вперед, стойка на лопатках, кувырки назад и т. д. Обучение акробатическим упражнениям в коррекционной школе строго индивидуально. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм детей, особенно на вестибулярный аппарат. Использование акробатических упражнений помогает развитию ориентировки в пространстве и чувства равновесия. Обучение строго индивидуально при наличии страховки и оказании необходимой помощи.
    Упражнения в лазанье и перелезании. Лазанье и перелезание проводят в основном при одновременной опоре рук и ног на гимнастической стенке, скамейках, гимнастическом коне, бревне. Способы лазанья и перелезания определены в программе.
    Упражнения в лазанье и перелезании - хорошее средство для укрепления мышц рук и туловища. Они помогают развитию ориентировки в пространстве, координационных возможностей, смелости. Обучение строго индивидуально.
    Упражнения в равновесии. Упражнения в равновесии способствуют формированию правильной осанки, выработке навыка держать тело в необходимом положении. Эти упражнения вводятся как для обучения какому-то действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или динамическом положении.
    В коррекционной школе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и повышенной опорах с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому их следует проводить в среднем и медленном темпе под наблюдением учителя, который оказывает помощь некоторым учащимся и страхует их.
    Недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, ритм, темп, на улучшение координационных способностей.
    Начинать обучение равновесию в 1-2 классах надо на полу: стоя на одной ноге, руки вверх - в стороны; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), по рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выполнять с предметами, с перешагиванием через предмет, с ловлей и подбрасыванием предметов (мяч, малая гимнастическая палка), а сильным учащимся 3-4 классов - прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.
    Ходьба. Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их надо этому учить с 1 класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями ходьбы являются: некоординированность движений рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение двух рук); неумение прямо держать голову; пружинистая походка и т. д.
    Задача учителя: последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног. Во 2-3 классах отрабатывать умение сохранять направление и определенное расстояние между идущими впереди и сзади учащимися. Учитель должен помнить, что ходьба и бег являются жизненно важными прикладными двигательными действиями, поэтому при обучении большое значение имеет личный показ.
    Трудной для детей является ходьба с высоко поднятыми коленями. Учитель показывает, а затем просит детей короткими шагами, но высоко поднимая колени, осуществить движения.
    Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах). Задания должны быть доступными, понятными, правильно показанными, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, на счет, под команду учителя, с хлопками и сигналами.
    Бег - это естественный вид движений, который должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном вариантах. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство детей с нарушениями интеллекта не понимают назначение бега, они не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределять энергетический потенциал.
    В 1-4 классах учащихся обучают бегу с сохранением осанки, с перебежками группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 мин, челночному бегу (3 × 10 м), круговой и встречной эстафетам. Но такими навыками бега дети овладевают с трудом. Это обусловлено тем, что бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), поэтому учитель соответственно предъявляет разные требования.
    Вот почему в коррекционной школе обучение бегу необходимо проводить только в естественных условиях и, пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, с параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.
    В 1 классе особое внимание учитель должен уделить непринужденному, свободному бегу с сохранением осанки, чтобы дети не сталкивались при беге, бежали по определенному коридору до обозначенного места.
    Во 2 классе требования те же. Начинается обучение постановке ноги с передней части стопы, при этом бежать следует ритмично, с изменением темпа (быстрее, медленнее).
    В 3-4 классах переходят к обучению быстрому бегу (до 60 м), формированию умения преодолевать различные препятствия во время бега. Препятствиями могут быть мячи, гимнастические палки, булавы, гимнастические скамейки; детям нужно объяснять и показывать все действия, как лучше, рациональнее их выполнять и почему. Хорошим средством совершенствования навыков бега являются игры с элементами бега.
    Прыжки. В начальных классах начинается интенсивное обучение прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, в высоту с шага (небольшого разбега), в длину с прямого разбега, в высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат.
    При обучении особое внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно, качеству. Общее требование - правильное приземление. Оно должно быть без потери равновесия, мягким. Надо научить ребенка правильно приземляться и падать. Поэтому вначале следует обучать выполнению прыжков с небольшой высоты, в глубину. Это будет способствовать преодолению страха.
    При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание. В 1-2 классах можно учить отталкиванию без обозначения места, но недалеко от гимнастического мата, прыжковой ямы. Как подготовительные упражнения к любому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной-двух ногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силу отталкивания.
    Но необходимо осторожно подходить к детям, у которых имеются сопутствующие отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, лордоз, плоскостопие) и нарушения соматического характера.
    Прыжки, включенные в программу 1-4 классов, можно разделить на два вида: а) через вертикальное препятствие (прыжок в высоту); б) через горизонтальное препятствие (прыжок в длину). Основная задача: создать правильное представление о конкретном виде прыжка, что является основой в обучении прыжкам. Следует обучать раздельно элементам прыжка: правильному разбегу, сильному отталкиванию, координации движений в полете, мягкому приземлению, а также разбегу с трех-пяти шагов; место отталкивания необходимо постепенно приближать к постоянной зоне отталкивания.
    У детей с нарушениями интеллекта общая ошибка -
    они длительное время отталкиваются двумя ногами , а приземляются на одну ногу. Вот почему при обучении прыжкам в длину и в высоту добиваются отталкивания одной ногой, а в опорных, в глубину (обучение начинается только с 3 класса, а опорный прыжок через гимнастического козла дети выполняют лишь в 4 классе) - двумя.
    Метание. В начальной школе главная задача - научить школьников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном использовании метаний на уроке можно положительно и избирательно воздействовать на развитие нервно-мышечного и костно-связочного аппарата как верхних конечностей и плечевого пояса, так и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умение соизмерять свои усилия.
    Но у достаточно большого количества детей с нарушениями интеллекта не получается манипулировать с мячом, они с трудом собирают разбросанные по полу мячи, не могут удерживать мяч, выпускают его из рук, резко сжимают, боятся уронить; у некоторых, наоборот, слишком слабый захват, и мяч они удержать долго не могут, он у них выскальзывает из рук.
    Следовательно, кисть не готова к манипуляции с мячом. Вот почему в программе большое место отводится подготовке кисти рук к метанию и только потом броскам и ловле мяча. Метание вводится со 2 класса в виде метания с места и на дальность. Метание в цель очень полезно начинать в конце 3 класса, продолжать в 4 классе. Для этого необходимо широко практиковать использование подводящих и подготовительных упражнений.
    Характерным для детей с нарушениями интеллекта данного возраста является то, что они как будто правильно воспринимают указание учителя и пытаются выполнить метание, но, как правило, у них это плохо получается.
    Это свидетельствует о несовершенстве координационных возможностей детей. Метание в цель учитель должен рассматривать как упражнение, обучающее правильно метать на дальность. Закрепление навыков метания можно осуществлять при проведении подвижных игр с бросанием, ловлей и метанием.
    Подвижные игры. При выборе подвижных игр на конкретный урок учитываются дидактические требования при изучении основного материала и степень сложности изучаемых упражнений. Например, если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину и в высоту, то вводятся игры с элементами метания, ловлей мяча, коррекционные игры.
    Если дети выполняют упражнения в ловле, передаче предметов, метании, то вводятся игры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков, ловли.
    В программе подвижные игры для 1-3 классов распределены по признаку наличия преимущественно двигательных действий: с элементами бега («Быстро по местам»; «Кошка и мышки»); с прыжками («Точный прыжок»; «Волк во рву»); с бросанием и метанием («Пустое место; «Подвижная цель»); зимние игры («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»).
    Объяснение игры должно быть кратким. Сам учитель может принять участие в игре. Дети видят действия учителя, стараются ему подражать, спрашивают.
    Начиная с 3 класса можно практиковать игры с элементами соревнований. Но эти игры не всегда понятны детям с нарушениями интеллекта. Часто возникают конфликты, в проигрыше обвиняют более слабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителю необходимо помнить, что игра не только закрепление сформированных умений и навыков, но и важное средство воспитания.
    Иногда дети, усвоив на занятиях гимнастикой элементы метаний, прыжков, бега, в играх выполняют движения неточно, неправильно и даже небрежно, без желания. И здесь учитель должен так организовать игровую обстановку, чтобы дети были заинтересованы в самой игре, в ее конечном результате и выполняли движения правильно и рационально. Вот почему в 1-2 классах часто используются ритмические и имитационные упражнения, способствующие развитию чувства ритма, такта, внимания, координации движений, памяти. Включение этих упражнений в игровые ситуации помогает решать коррекционные задачи. Такие игры называются
    коррекционными , они есть в программе по каждому классу.
    Лыжная подготовка (1-4 классы). Занятия лучше проводить на территории школьного двора или недалеко от школы (желательно без переходов через улицу). На школьном дворе следует проложить две учебные лыжни - внутреннюю и внешнюю - длиной по 150 м каждая. Лыжни должны иметь небольшие уклоны. Обучение попеременному двухшажному ходу начинается в 4 классе, а в 1-3 классах учащиеся изучают скользящий шаг, передвижение на лыжах без палок и с палками. На уроках учащиеся должны преодолевать на лыжах следующие расстояния: во 2 классе до 600 м, в 3 классе до 800 м, в 4 классе до 1,5 км. Указанные нормативы условны и строго индивидуализированы.
    Основные задачи на уроках по лыжной подготовке - ознакомить учащихся с простейшими правилами обращения с лыжами и палками, научить готовиться к занятиям, обучить нескольким строевым приемам с лыжами и построениям. Самые простые способы передвижения на лыжах в период начального обучения: ступающий ход, скользящий ход и попеременный двухшажный ход; подъемы ступающим шагом (3 класс), елочкой, лесенкой (4 класс); спуски в основной и в средней стойках (3-4 классы); повороты переступанием вокруг пяток лыж (2 класс), вокруг носков лыж (4 класс).
    В подготовительном классе дети пока плохо подготовлены к занятиям на лыжах, поэтому можно практиковать катание на санках. Учащихся следует научить правильно садиться на санки, кататься парами (сильный ученик везет более слабого). На занятиях учитель страхует детей, оказывает им помощь, следит за тем, чтобы они не замерзали.