Компании занимающиеся строительством железных дорог. Строительство новых железных дорог в россии


Железнодорожное строительство это создание комплекса объектов железнодорожного транспорта, а также их реконструкция для увеличения пропускной способности. В железнодорожном строительстве применяется большое количество стандартизированных железобетонных элементов: ж.д. шпалы, водоотводные и водопропускные трубы, элементы мостов и тоннелей, контактные сети, тяговые подстанции, линии электропередач и связи, элементы для сооружения служебных, жилых и культурно-бытовых зданий, сетей водоснабжения и газоснабжения, тепловых сетей, канализации, подъездных дорог и других объектов строительства и производства. Строительство железнодорожных объектов основывается на технологии строительного производства, разрабатываемой и применяемой к каждому конкретному объекту. Задачей технологии производства ГК "БЛОК" является обеспечение наилучшего соответствия применяемых изделий их назначению, что способствует качеству и долговечности возводимых железнодорожных сооружений.


Железнодорожное строительство отличается большим разнообразием конкретных условий, зависящих от топографических, геологических, гидрологических, погодно-климатических и прочих природных факторов. Ведение железнодорожного строительства связано с движением поездов, в том числе, для обеспечения транспортом самой сооружаемой линии.


В зависимости от конечной строительной задачи в железнодорожном строительстве различают следующие виды производств: новое строительство, в результате которого создаются линии железных дорог различного назначения и подъездные пути промышленных предприятий, строительство вторых (третьих и т. д.) железнодорожных путей, электрификация, строительство производств, объектов, необходимых для текущей работы железных дорог и совершенствования работы железнодорожного транспорта - переустройство станций и узлов, целевое жилищно-гражданское строительство в пристанционных посёлках и населённых пунктах и т.п.


Железным дорогам требуется круглогодичная бесперебойная работа, это и является основным критерием качества железнодорожного строительства, использованию высококачественных материалов и долговечных изделий. Стоит отметить, что на сегодняшний день альтернативы железобетонным продуктам, которые применяются для строительства и усовершенствования станций не существует. Основным элементом железнодорожных путей являются железобетонные шпалы. Компания "БЛОК" занимается поставками шпал как для новых, строящихся железных дорог, так и для замены старого полотна железной дороги на современное.


Одним из актуальных вопросов является производство в ГК "БЛОК" качественных водоотводных систем, которые позволяют железной дороге выполнять все предназначенные ей функции в любую погоду и в любое время года. Использование межпутных и междушпальных лотков считается неотъемлемой составляющей частью строительных работ возведения железнодорожных путей. Именно эти железобетонные изделия позволяют пропускать воду вдоль железного полотна. Также для водоотводных целей все чаще используются плиты переезда, которые изготавливаются на нашем производстве из армированного высококачественного бетона. Стойкое к очень низким и высоким температурам железобетонное изделие долговечно, что способствует надежному сохранению первоначального вида железнодорожной колеи.


Современное железнодорожное строительство - это не только непосредственное создание необходимых элементов железнодорожной системы, но ещё и огромный комплекс работ, которые нуждаются в использовании высококачественных железобетонных продуктов.

У 53-летнего Рейльяна большой опыт кураторства крупных строек: он пришел в Министерство регионального развития в 2009 г. из бизнеса и на посту замминистра отвечал за строительство олимпийских объектов в своем родном городе Сочи. До госслужбы Рейльян успел потрудиться в частном бизнесе: он был совладельцем группы «Армстрой», в 2007–2009 гг. работал управляющем директором «Базового элемента» и гендиректором «Трансстроя» (обе компании Олега Дерипаски), откуда и перешел в Минрегион. В 2013 г., после расформирования Минрегиона, Рейльяна перевели на работу в Минстрой, где он также стал замминистра.

Как рассказал «Ведомостям» сам Рейльян, после ухода с госслужбы в феврале 2016 г. он решил вернуться в строительный бизнес. «В силу своего опыта заниматься мелкими проектами было скучновато. Посмотрел по сторонам и решил, что строительство железных дорог мне интересно», – рассказал Рейльян. Сразу после увольнения он приобрел сочинскую компанию «Спецтрансстрой», выручка которой не превышала 300 млн руб. Вскоре «РЖДстрой» выбрал эту фирму единственным поставщиком услуги по реконструкции участка Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская (часть Южного полигона РЖД). Сумма контрактов тогда составила почти 8 млрд руб.

Рейльян не сказал, за сколько купил компанию и что помогло ей сразу стать крупным поставщиком РЖД. Судя по декларациям о доходе, которые он публиковал во время работы в Минрегионе и Минстрое, в 2009–2014 гг. он и его супруга заработали 21,99 млн руб. Декларацию за 2015 г. он не публиковал. Впрочем, это наверняка лишь малая часть его доходов. Годовое вознаграждение топ-менеджеров «Базэла» весьма существенно, указывает управляющий партнер агентства «Контакт» Марина Тарнопольская: с учетом всех выплат оно может составлять $10–20 млн и даже более.

Но одной компанией покупки Рейльяна не ограничились. В конце 2016 г. и начале 2017 г. он купил 85% в УК «Трансюжстрой». Эта компания выиграла к 2014 г. заказы РЖД по работе на БАМе и Транссибе (Восточный полигон РЖД) на 61,9 млрд руб. Правда, за следующие три года «Трансюжстрой» раздал почти половину этого портфеля другим порядчикам.

Так, в 2016 г. компания отдала заказ на 6,56 млрд руб. компании «Стройпутьинвест» бывших партнеров помощника президента Игоря Левитина и на 5,97 млрд руб. – компании «Стройновации» Зиявудина Магомедова. Уже при новом владельце «Трансюжстрой» в 2017 г. отдал солидную часть подряда на Восточном полигоне стоимостью 15,5 млрд руб. корпорации «Р-индустрия» и фирме «Р-восток». Эти структуры, по данным СПАРК, контролируются Васильевым.

Рейльян говорит, что сам был инициатором сокращения портфеля на Восточном полигоне, объясняя, что приоритетным для него является Южный полигон, а для выполнения всех работ у него не хватало мощностей и ресурсов. Экс-чиновник не исключает, что после завершения работ на юге России снова вернется на БАМ.

Новый лидер

В ответ на вопрос, почему четверть портфеля «Трансюжстроя» досталась именно Васильеву, экс-чиновник говорит, что не выбирал, кому передать заказ. Структуры Васильева выиграли открытый конкурс на переуступку прав по выполнению этих работ, утверждает представитель РЖД. Найти на сайтах госзакупок упоминание об этом конкурсе «Ведомостям» не удалось.

Успешные менеджеры

Как бывшие менеджеры структур Алексея Крапивина и его партнеров зарабатывают на подрядах РЖД
«Трансстройресурс» до 2016 г. был небольшой компанией с годовой выручкой 257 млн руб. В 2015 г. он получал заказы от РЖД на 345 млн руб. Бенефициарами компании были Наталья Лабанова и Константин Маноли, о которых «Ведомостям» ничего не удалось узнать. В 2016 г. «Трансстройресурс» получил лицензию МЧС на право вести деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, после чего бизнес компании стал расти как на дрожжах.
В 2016 г. компания заключила с РЖД и «РЖДстроем» 61 контракт на 1 млрд руб. В апреле 2017 г. у теперь уже довольно заметного поставщика РЖД появился и новый владелец – Василий Бойко, свидетельствуют данные СПАРК. Бойко до этого работал ликвидатором ООО «Безопасность движения», бенефициарами которого были Крапивин, Маркелов и Ушерович. В этом году количество контрактов «Трансстройресурса» выросло до 283, а их сумма составила уже 3,2 млрд руб. В основном это были небольшие тендеры на оснащение системами пожарной автоматики вокзалов и железнодорожных станций.
В этом году контракты РЖД на 1 млрд руб. получила созданная в 2015 г. компания «Транспортные технологии». В мае 2017 г. ее приобрел Сергей Машков, бывший гендиректор ЗАО «Контур+», среди совладельцев которого были Борис и Елена Ушеровичи.
Другой бывший гендиректор компании Ушеровича ООО «Генком» – Илья Крючков в мае 2017 г. приобрел ООО «Транспортный комплекс», получившее в 2017 г. от РЖД 1,8 млрд руб. на поставку коммуникационного оборудования. Еще один поставщик оборудования связи для РЖД с портфелем заказов на этот год в 1,3 млрд руб. – ООО «Винтегра телеком» – в 2017 г. достался Николаю Алексееву, миноритарному акционеру «НТЦ информационные технологии», совладельцами которого являются Крапивин и его партнеры.

Уступка Рейльяна вывела петербургского бизнесмена Васильева в топ поставщиков РЖД . Его корпорация «Р-индустрия» и раньше успешно работала с госмонополией, но в число крупнейших поставщиков не входила. С момента создания в 2008 г. компания быстро росла за счет подрядов РЖД на строительство участков Свердловской железной дороги, к 2014 г. ее годовая выручка достигла 7,9 млрд руб.

Васильев – давний знакомый экс-главы РЖД Владимира Якунина, и источники «Ведомостей» в РЖД предполагали, что после смены президента компании для подрядного бизнеса Васильева наступят трудные времена.

Действительно, после назначения президентом Олега Белозерова, в 2016 г. «Р-индустрия» Васильева не получила ни одного крупного контракта РЖД. Но в этом году черная полоса закончилась и структуры Васильева получили рекордный объем заказов от РЖД: помимо переуступленного подряда «Трансюжстроя» они сами выиграли несколько конкурсов на объекты в Сибири и на БАМе – получив в 2017 г. подряды в общей сложности на 19 млрд руб.

Сам Якунин рассказывал «Ведомостям», что познакомился с Васильевым за 10 лет до прихода в РЖД (в МПС он пришел в 2003 г., в 2005 г. стал президентом РЖД). В 1990-е гг. строительная фирма, в которой Васильев был младшим партнером, построила для Якунина бревенчатый дом в Ленинградской области, рассказывал сам экс-глава РЖД, не уточняя, где именно велась стройка. Известно, что в 1996 г. Якунин стал одним из соучредителей дачного кооператива «Озеро», среди членов которого были Путин и его близкие знакомые, совладельцы банка «Россия» Николай Шамалов и Юрий Ковальчук.

В 2000-х гг. Васильев, по признанию Якунина, позвал его в число соучредителей охотничьего хозяйства в Приозерском районе. Впрочем, Якунин уверял, что давнее знакомство и совместное увлечение охотой никак не помогает «Р-индустрии» Васильева получать контракты РЖД.

Но Васильев строил и охотился не только для Якунина.

Друг-строитель

В 2000-х гг. Васильев вместе с Шамаловым стали соучредителями Приозерско-Мельниковского общества охоты и рыбной ловли, расположенного по соседству с охотхозяйством Якунина. Васильев стал еще миноритарием и гендиректором группы «Модуль» – одного из проектов компании «Росинвест», созданной Шамаловым и Дмитрием Гореловым, а также их приятелем Сергеем Колесниковым.

Именно Колесников в 2010 г. рассказал в открытом письме Дмитрию Медведеву, занимавшему тогда пост президента России, как в интересах Путина он с Шамаловым и Гореловым собирали средства для крупных проектов, самым известным из которых стал построенный под Геленджиком «дворец Путина». На остальные проекты, включая «Модуль», денег из-за дворца почти не оставалось, писал Колесников. «Модуль» отвечал за строительство завода по производству блоков, из которых можно было бы собирать медицинские центры по всей стране. Курировать медцентры как раз и должен был Васильев, утверждал Колесников в письме.

В октябре 2016 г. Васильев впервые стал партнером Ковальчука и еще одного акционера банка «Россия» – дальнего родственника Путина Михаила Шеломова (ему сейчас принадлежит 6% акций банка «Россия»). Вместе они учредили в Петербурге ООО «Игора драйв», в котором у Васильева и Ковальчука по 25%, у Шеломова – 50%. «Игора драйв» занимается проектом одноименной гоночной трассы, которую планируется построить под Петербургом рядом с горнолыжным курортом «Игора» по проекту немецкого архитектора Германа Тильке, проектировавшего трассы «Формулы-1», в том числе в Сочи, сообщала «Фонтанка» и другие петербургские СМИ. Курорт «Игора» также принадлежит семье Ковальчуков. По данным Reuters, здесь в 2013 г. сыграли свадьбу Кирилл Шамалов, сын старого друга Путина, и предполагаемая дочь президента Катерина Тихонова.

Кто стал инициатором строительства гоночной трассы, не известно. На сайте принадлежащей Васильеву гоночной команды G-Energy – Vasilyev Racing Team говорится, что бизнесмен и сам является действующим пилотом. В 2016 г. он занял 2-е место на ралли в Катаре и на бахе (разновидность ралли-рейда) «Россия – Северный Лес». Васильев не ответил на переданные ему вопросы «Ведомостей».

Старые связи

Растет железнодорожный подрядный бизнес и у структур, связанных с Крапивиным и его партнерами Борисом Ушеровичем, Валерием Маркеловым, Юрием Ободовским. Семь компаний, владельцами которых напрямую являются партнеры, – «ОСК 1520», УК «БСМ», «Форатек энерготрансстрой», «Бамстроймеханизация», «Ленгипротранс», «Дальгипротранс» и «Росжелдорпроект» – входят в «Группу компаний 1520». Они в 2017 г. получили, по данным СПАРК, подряды госмонополии на 22 млрд руб. против 4 млрд в 2016 г. Правда, представитель группы утверждает, что портфель заказов меньше – 17 млрд руб.

У Маркелова есть и собственный бизнес, связанный с поставками РЖД: ему принадлежит 80% крупнейшего поставщика топлива ПКП «Мобойл», получившего в 2017 г. подряды РЖД на 13 млрд руб.

У РЖД есть много поставщиков, которых объединяет одно: они принадлежат бывшим или действующим менеджерам разных компаний акционеров «Группы компаний 1520». Поодиночке эти фирмы не попадают в число крупнейших поставщиков, но вместе собирают подряды на внушительную сумму. В этом году – на 39 млрд руб. В прошлом году – на 24 млрд руб.

Если все они тоже связаны с Крапивиным, то общий портфель заказов превышает 60 млрд руб. А это треть от всех крупных подрядов РЖД в этом году. Прибавлять к портфелю контрактов группы показатели других компаний некорректно, возражает представитель «Группы компаний 1520». Личный бизнес акционеров и бывших менеджеров он комментировать отказался.

В прошлом году представитель Крапивина рассказывал «Ведомостям», что в «Группу компаний 1520» планируется перевести другие компании, связанные с акционерами группы, но пока ее состав не изменился. Что это могут быть за компании?

В 2017 г. стало известно, что Крапивин может иметь отношение и к «Элтезе» – крупнейшему российскому производителю средств железнодорожной автоматики и телемеханики, который объединяет восемь электротехнических заводов. Считалось, что это совместное предприятие РЖД (50% плюс 1 акция) и дочерней компании канадской Bombardier – BT Signaling B.V. (49,99%). Но когда в Швеции в конце 2016 г. началось расследование коррупционных сделок Bombardier в Азербайджане, нашлись документы, подтверждающие, что 74% в голландской BT Signaling B.V. контролируют Крапивин и Ободовский (последний входит в совет директоров «Элтезы»), утверждают шведские и канадские СМИ, а также российская «Новая газета».

Крапивин отказался комментировать состав акционеров «Элтезы», но отметил, что этот актив ему интересен. «Мы рассматриваем вопрос о включении компании «Элтеза» в «Группу компаний 1520», – передал «Ведомостям» представитель бизнесмена.

«Элтеза» получила от РЖД заказы на 19 млрд руб. в 2016 г. и на 8 млрд руб. в 2017 г. После чего сама провела конкурсы, на которых часто побеждали поставщики, связанные с «Группой компаний 1520». Принадлежащие напрямую Крапивину и его партнерам «ОСК 1520» и «Трансжелдорпроект» выиграли в этом году контракты «Элтезы» на 1,1 млрд руб.

Кто проиграл

Но не всем крупным подрядчикам РЖД удалось сохранить этот статус.

Проблемы возникли у Виталия Бриля, владельца компании «Стройпутьинвест» и бывшего партнера по бизнесу помощника президента России, бывшего министра транспорта Игоря Левитина. Весной 2016 г. его компания впервые за несколько лет получила от РЖД крупный контракт на 6,5 млрд руб. – на выполнение строительных работ на Восточном полигоне. Подрядом с ним поделился «Трансюжстрой».

Крупнейшие проекты РЖД

1. Модернизация БАМа и Транссиба
Стоимость 562,4 млрд руб.
Инфраструктурный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» был запущен в 2013 г. Его цель – развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры для вывоза каменного угля и руд с действующих и перспективных месторождений полигона к 2020 г. в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока.

2. Подходы к портам Северо-Запада
Стоимость 253,4 млрд руб.
Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна». Цель – увеличить перевозки грузов к портам на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей на 20,9 млн т от уровня 2015 г. до 145,6 млн т.

3. Северный широтный ход
Стоимость 235,9 млрд руб.
Концессионный проект осуществляется при поддержке «Газпрома». Предполагает строительство Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железнодорожных подходов к нему общей протяженностью 707 км. Прогнозируемый объем перевозок составит 23,9 млн т (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).

4. Подходы к портам юга
Стоимость 155 млрд руб.
Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» ставит цель удвоить доставку грузов к портам Новороссийска, Туапсе и Тамани до 125,1 млн т.

Но уже в конце года на «Стройпутьинвест» посыпались неприятности. Сначала в декабре 2016 г. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор, подчиняется Минтрансу) подало иск в московский арбитражный суд, потребовав от «Стройпутьинвеста» выплаты неустойки. Речь шла о двух старых контрактах 2010 г. (тогда Левитин еще был министром) на строительство новой линии железной дороги Лосево – Каменногорск для переноса грузового движения к портам Финского залива. Стоимость работ была определена в 22 млрд руб., срок исполнения контракта – до 31 декабря 2012 г. «Стройпутьинвест» в срок не уложился, а позже распоряжением правительства от 14 апреля 2014 г. был изменен и сам проект. Срок сдачи был сдвинут до 2016 г. О том, что «Стройпутьинвест» сорвал сроки сдачи по первоначальному контракту, в Росжелдоре вспомнили только летом 2015 г., направив компании претензию. Она осталась без ответа. Через 1,5 года Росжелдор пошел в суд. В мае 2017 г. московский арбитраж присудил взыскать со «Стройпутьинвеста» почти 955 млн руб. неустойки.

К тому времени оказалось, что компания Бриля сорвала сроки и по новому контракту: РЖД подала к ней иск на 816 млн руб. Правда, суд не дал делу ход, потому что РЖД не предоставила оригиналов документов.

Но «Стройпутьинвесту» это не помогло. В 2016 г. компания впервые получила убытки – и сразу на 1,25 млрд руб., а ее выручка за год сократилась почти в 2 раза с 3,9 млрд до 2,1 млрд руб. Весной 2017 г. были признаны банкротами три из четырех входящих в группу «Стройпутьинвест» компаний – сам «Стройпутьинвест», Объединенная строительная группа и «Мехколонна». Связаться с Брилем «Ведомостям» не удалось. Представитель РЖД уверяет, что «Стройпутьинвест» продолжает работать на Восточном полигоне в счет выплаченного ему ранее аванса. «Если обязательства АО «Стройпутьинвест» не будут исполняться в соответствии с условиями договора, ОАО «РЖД» вправе предъявить свои требования к «Стройпутьинвесту» повторно», – подчеркивает он.

Не пошли дела и у «Стройновации» Магомедова, которой в прошлом году «Трансюжстрой» также передал часть контракта по Восточному полигону. «Стройновация» в 2016 г. впервые за пять лет получила чистый убыток почти на 1,5 млрд руб., ее выручка по сравнению с 2015 г. сократилась почти в 2 раза до 6,4 млрд руб.

В декабре 2016 г. РЖД подала иск к «Стройновации» на 116 млн руб. – штрафные санкции за срыв срока строительных работ на Восточном полигоне. Арбитражный суд Москвы иск отклонил, потому что РЖД сама оказалась виновата в срыве сроков, не предоставив подрядчику проектную документацию. Апелляционный суд поддержал это решение. Но на этом проблемы компании не закончились. Весной 2017 г. иск о банкротстве «Стройновации» подал ее подрядчик «Элэс-руспасифик», которому компания задолжала всего 300 000 руб. Решение о начале процедуры банкротства еще не принято, заседание суда переносилось несколько раз. Следующее запланировано на конец октября.

Представитель «Стройновации» заявил «Ведомостям», что утверждение о банкротстве компании некорректно, а сам иск не связан с РЖД. «Компания продолжает выполнять свои обязательства по реализации контрактов», – говорит он. В начале сентября на Восточном экономическом форуме глава группы «Сумма» Магомедов рассказал агентству RNS о возможной продаже «Стройновации» и другой инжиниринговой компании – «Глобалэлектросервиса».

Вопросы к подрядам

«Борьба за контракты РЖД обострилась. И сейчас соревнование идет в первую очередь по цене услуги или товара», – считает Крапивин.

Но чиновники думают иначе. РЖД лидирует среди госкомпаний по количеству жалоб на закупки, сообщил «Ведомостям» замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян. В 2016 г. из рассмотренных ведомством 298 жалоб 148 были признаны обоснованными.

Аудиторы Счетной палаты, проверившие использование средств фонда национального благосостояния на крупнейший проект РЖД за последние годы – модернизацию БАМа и Транссиба, отметили, что положение о закупке товаров от июля 2014 г. позволяет госмонополии без конкурсных процедур увеличивать на 30% объем работ и цены договоров, произвольно менять поставщиков и размещать заказы у единственного поставщика. Причем решение о необходимости провести закупку у единственного поставщика могло принимать много менеджеров всех уровней – от президента РЖД до руководителей структурных подразделений. По крайней мере в 2017 г. «РЖДстрой» основную часть закупок делал как раз у единственных поставщиков, убедились «Ведомости», изучив заключенные компанией контракты.

Даже на большей части открытых аукционов, по данным Счетной палаты, в 2016 г. снижение от начальной максимальной цены составило всего 0,5%, в редких случаях – 1%. То есть победителем становится любой участник, сделавший на торгах один ход. В качестве примера Счетная палата приводит аукцион более чем на 2 млрд руб. В нем участвовали фирма «Транскомплектавтоматика», владелец которой Ярослав Колесник был ликвидатором одной из структур Маркелова, Крапивина и Ушеровича, и «дочка» РЖД – «Элтеза». При начальной цене 2,267 млрд руб. аукцион выиграла «Элтеза», попросив за услуги 99,5% от начальной максимальной цены. Потом победитель назначил проигравшего – «Транскомплектавтоматику» исполнителем заказа. Счетная палата не обнаружила аффилированности компаний.

РЖД объяснила, что в 2016 г. по просьбе УК «Трансюжстрой» часть работ была передана другим компаниям с целью недопущения срыва сроков ввода объектов, говорится в отчете Счетной палаты. По мнению аудиторов, переуступка заказа на сумму более 10 млрд руб. противоречит целям развития добросовестной конкуренции, обеспечения прозрачности закупок и предотвращения коррупции, но закон не нарушает.

РЖД учла все рекомендации ФАС и Счетной палаты, сообщил представитель компании. В этом году увеличилось число участников закупок, говорит он. Также теперь решение о проведении закупки у единственного поставщика в РЖД могут принимать только президент и начальники железных дорог. В 2017 г. РЖД, по собственным данным, на всех контрактах сэкономила только 4% от начальных минимальных цен, а «РЖДстрой» – лишь 1%.

На долю контрактов с единственным поставщиком стоимостью более 200 млн руб. пришлось 40%. Высокий уровень закупок у единственного поставщика обусловлен выполнением «РЖДстроем» работ на объектах федерального значения в сжатые сроки, а также работ, которые являются естественным продолжением ранее выполненных работ, когда необходимо обеспечить правопреемственность, объясняет представитель РЖД .

Карты мира на русском языке. На спутниковых картах мира можно изучать весь мир онлайн, не выходя из дома. Интерактивная карта мира позволяет рассмотреть любую точку в мире с детализацией до улицы и дома.

Популярные карты стран мира:

Самые большие страны по населению:

Самая большая страна в мире по населению - Китай. В Китае проживает 1.374 млрд.человек. На втором месте - Индия с населением 1.283 млрд. чел. Третье место занимают США с населением 322 млн. жителей. Далее идут Индонезия (252 млн.), Бразилия (205 млн.), Пакистан (192 млн.), Нигерия (173 млн.), Бангладеш (159 млн.), девятое место по численности населения в мире занимает Россия (146,5 млн.чел), на десятом месте - Япония с населением 127 млн. человек.

Самые большие города по численности населения:

Самый большой город мира по населению - Шанхай (Китай). В Шанхае проживает 24,2 млн. человек. На втором месте - Карачи (Пакистан). Население Карачи - 23,5 млн. чел. На третьем месте Пекин (Китай) с населением 21,5 млн.чел., затем идут Дели (Индия) - 16,3 млн.чел., Лагос (Нигерия) - 16 млн., Тяньцзинь (Китай) - 15,2 млн., Стамбул (Турция) - 14,1 млн., Токио (Япония) - 13,5 млн., Гуанчжоу (Китай) - 13 млн., Мумбаи (Индия) - 12,4 млн., Москва (Россия) - 12,197 млн., Сан-Паулу (Бразилия) - 11,89 млн., Шэньчжэнь (Китай) - 10,46 млн., Джакарта (Индонезия) - 10 млн., Лахор (Пакистан) - 10 млн., Сеул (Южная Корея) - 9,9 млн., Киншаса (Демократическая Республика Конго) - 9,73 млн., Каир (Египет) - 9,27 млн., Мехико (Мексика) - 8,87 млн., Лима (Перу) - 8,69 млн., Лондон (Великобритания) - 8,67 млн., Нью-Йорк (США) - 8,55 млн., Бангалор (Индия) - 8,44 млн., Бангкок (Тайланд) - 8,28 млн., Хошимин (Вьетнам) - 8,22 млн., на 51 месте находится Санкт-Петербург (Россия) с населением 5,2 млн. человек.

Города России с населением: более 50 000 человек , от 20 000 до 50 000 чел. , до 20 000 чел. , посёлки городского типа и сёла .

Самые большие страны по площади:

Визуально определить площади стран можно на карте мира. Самая большая страна в мире по площади - Россия 17 млн. кв.км., затем идёт Канада (9,9 млн.кв.км), на третьем месте США (9,62 млн.), четвёртое место - Китай (9,59 млн.), далее Бразилия (8,5 млн.), Австралия (7,68 млн.), Индия (3,28 млн.), Аргентина (2,76 млн.), Казахстан (2,71 млн.), на 10 месте Судан (2,5 млн.кв.км.).

Самые маленькие страны по площади:

Самая маленькая страна в мире по площади - Ватикан. Площадь Ватикана всего 1 квадратный километр. На втором месте Монако (2 кв.км.), на третьем Науру (21 кв.км.), затем идёт Тувалу (26 кв.км), Сан-Марино (61 кв.км), Лихтенштейн (160 кв.км.), Маршалловы острова (181 кв.км.), Сент-Китс и Невис (261 кв.км.), Мальдивы (300 кв.км.), 10 место занимает Мальта с площадью 316 кв.км.

Самые длинные реки:

Самая длинная река в мире Нил-Кагера (6650 км.), на втором месте - Амазонка-Укаяли-Апуримак (6400 км.), на третьем - река Янцзы (6300 км.), далее река Миссисипи-Миссури-Джефферсон (6275 км.), Енисей-Ангара-Селенга (6275 км.), Хуанхэ (5464 км.), Обь-Иртыш (5410 км.), Парана-Ла-Плата (4880 км.), Конго-Чамбеши (4700 км.), Амур-Аргунь (4444 км.), река Лена (4400 км.), река Меконг (4350 км.), Маккензи-Пис-Финлей (4241 км.), река Нигер (4200 км.), Муррей-Дарлинг (3672 км.), Токантис-Арагуая (3650 км.), река Волга (3645 км.).

Население мира:

Численность населения Земли в 2017 году превысило 7,5 млрд. человек. Из них женщин - 3,722 млрд., мужчин - 3,788 млрд. За год рождается около 146 млн. человек, умирает - 57 млн. Прирост населения мира в 2016 году составил 88 млн. человек. В 2017 году население мира прирастёт ещё на 90 млн. человек. Уровень грамотности населения мира составляет около 86% (те, кто умеет читать и писать). За последние годы прирост населения Земли составляет в среднем 1,2% в год.

Население мира по континентам:

В Африке проживает 1,1 млрд. человек, в Азии - 4,3 млрд. чел., в Европе - 742 млн., в Центральной и Южной Америке - 616 млн., в Северной Америке - 355 млн., в Австралии - 38 млн. человек. Столицы всех стран мира по континентам .

Самые быстрорастущие страны по населению:

Самый высокий темп прироста населения в Катаре (15,2%), затем идут ОАЭ (12,3%), Бахрейн (11,1%), Южный Судан (5,3%), Либерия (4,5%), Кувейт (3,8%), Сингапур (3,5%), Нигер (3,5%), Уганда (3,2%), Эритрея (3,2%), Йемен (3,1%), Мали (3,1%), Бенин (3%), Малави (3%), Буркина Фасо (3%), Иордания (2,9%), Ирак (2,9%), Ангола (2,9%), Малдагаскар (2,9%), Танзания (2,9%), Руанда (2,9%), Бурунди (2,9%). Самый низкий темп прироста населения в Молдове (-1,1%), в Украине (-0,6%), в Грузии (-0,6%), в Болгарии (-0,6%), в Республике Беларусь (-0,5%), в Литве (-0,5%), в Латвии (-0,5%).

Продолжительность жизни в странах:

Самая высокая продолжительность жизни в Гонконге (84 года), в Японии (83,5), в Италии (83,1), в Сингапуре (83), в Швейцарии (83), в Исландии (82,6), в Испании (82,6), в Австралии (82,4), в Израиле (82,4), во Франции (82,2), в Швеции (82,2), в Канаде (82), в Южной Корее (81,9), в Новой Зеландии (81,8), в Чили (81,7), в Люксембурге (81,7), в Нидерландах (81,6), в Норвегии (81,6), в Австрии (81,4), в Андорре (81,3), в Германии (80,9), в Греции (80,9), в Ирландии (80,9), в Португалии (80,9), в Бельгии (80,8), в Финляндии (80,8), в Великобритании (80,7).

Самая низкая продолжительность жизни в таких странах мира, как Свазиленд (49 лет), Лесото (49,8), Центрально-Африканская Республика (50,7), Сьерра-Леоне (50,9), Кот-д’Ивуар (51,5), Чад (51,6), Ангола (52,3), Нигерия (52,8).

Курорты мира:

Самые популярные курорты в мире: Мальдивы, Гавайские острова, Сейшельские острова, Канарские острова, Бали, Пхукет, Паттайя и Самуи в Тайланде, Остров Бора-Бора, Рио-де-Жанейро, Майами, Дубай, Доминикана, Каймановы острова, Филиппины, Турция, Шарм-эль-Шейх и Хургада в Египте, Гоа в Индии, Салоники и Санторини в Греции, Майорка в Испании, Нячанг во Вьетнаме и другие. Острова .