Каркасы для валяных игрушек. Мастер-класс по валянию на каркасе орхидеи Проволочный каркас для валяных игрушек

Постоянно отвечая на вопросы заинтересованных людей о валянии на каркасе, я решила систематизировать основные вопросы и мои ответы на них, дабы не отвечать по нескольку раз. Все вопросы мне были заданы реальными людьми и, так как они постоянно одни и те же звучат, то я попросту решила собрать их в один пост, чтобы не повторяться. :)

Эти наработки постоянно мной модернизируются, поэтому не нужно воспринимать их как догму. Шерсть живой материал и работать с ней надо живо!

1. "Какую проволоку использовать? Какой толщины?" Для валяния я использую медную проволоку разных диаметров. Все зависит от того, для какой детали цветка делаю каркас. Проволока настолько тонкая, что я запросто вдеваю ее как нитку в иголку.

2. "Скручивается ли эта проволока, когда из нее делается каркас? Шерсть просто накладывается сверху и снизу, или же каркас этот обматывается шерстью, а потом валяется иглой?" В зависимости от того, какого эффекта я хочу достигнуть, где-то 2 проволоки скручиваю жгутиком, а где-то прокладываю между слоями шерсти 1 проволоку.

3. "Остаются ли дырочки от иглы по окончании процесса валяния, и если да, то как они убираются? Тоже утюгом?" Дырочек от иглы не остается, т.к. валяю я довольно плотно. Если они останутся, то нужно будет элемент (если он плоский) немного замылить, сполоснуть чистой водой, и все уйдет. Можно и утюгом воспользоваться. Только обязательно отпаривать плоские детали через ткань утюгом с паром

4. "А каркас нужен, чтобы изделие можно было сгибать? Или для жесткости?" Каркас выполняет обе функции: и держит форму изделия, и добавляет ему вариативность (можно и так согнуть, и этак...)

5. "А ты делаешь каркас сразу на все изделие? Или на каждую часть отдельный? Или отдельный на каждую часть, а потом они соединяются другой проволочкой, которая становится веточкой?" Каркасы делаю всеми перечисленными Вами способами: и каркас сразу на все изделие, и на каждую часть отдельный, и отдельный на каждую часть, а потом они соединенный другой проволочкой, которая становится веточкой. Все зависит от поставленной задачи. Аксиомы нет. Главное, чтобы результат был убедителен! :)

6. "И что значит протягивать проволочку между слоями? Сначала свалять, а потом протянуть? Или на слой шерсти укладывается проволока, потом еще слой, а потом валять? И как она укладывается? Например, листик или цветок: просто по периметру, или как попало спиральками, полосками и т.д.?" Я использую разные способы. Все зависит от того, какой толщины и плотности должен быть окончательный результат. Если элемент довольно плотный и не прозрачный, то сначала я делаю иголкой рыхлую заготовку элемента, чуть больше, чем нужно. Затем вкладываю по контуру проволочку(уже по тому абрису, которого добиваюсь) и заворачивая лишнее вовнутрь, прячу каркас и валяю иглой, пока элемент не будет готов. А если хочу сохранить эффект прозрачности (например лепестки мака), то первоначально валяю виброшлифовальной машинкой префелт в течении 5-7 сек, а потом проделываю всю ту же операцию с заворачиванием каркаса. Далее валяю машинкой до готовности;)

7. "Если цветок, то проволочку в один слой по краю предполагаемой кромки? А если листик? По центру и жилкам надо? Или тоже только по краю? А веточку в два слоя слегка скрученной проволоки? И ты сначала делаешь отдельные детали, а потом соединяешь? А как это делается?" Мелкие цветы у меня без проволоки. Они и так довольно плотно сваляны (чтобы лучше держали форму, пропитай их сальвитозой. Просто аккуратно промокни пальцами элементы) С листиками все сложнее, в смородине, например, жилка проложена только по центру из 2-х перекрученных проволочек. В подснежниках - только по краю в один слой. Веточку делаю обязательно минимум в два слоя слегка скрученной проволоки. Да, я сначала делаю отдельные детали, а потом соединяю. Ой, а вот как это делаю... ? На самом деле, я смотрю на то, как идут сочленения в природе и стараюсь повторить так же...

8. "А вот ты сколько слоев кладешь? И вообще, как ты это укладываешь? Ведь отщипывается всегда прядь. И какой вообще должен быть слой шерсти?" Слои укладываю "на глаз". Точно не должно светиться, а доложить, если что, всегда можно. Укладываю просто. Отрываю прядку, кладу, могу еще поперек положить, если захочется. Стараюсь примерно формировать листочек или лепесточек уже на этой стадии.

9. "Полезла посмотреть твой ЖЖ. Вот брошь "Сакура". Ты каждый листик делала отдельно, а потом соединяла? А как? Обмотала собранные в венчик листики и начала валять иглой? А как приделывалась веточка? И вообще, как она делалась, если это сухое валяние? Там внутри ведь есть проволока? А как она сухим валянием обваливается шерстью? Она ведь тоненькая, как вообще это происходит? А в листиках проволока идет только по краю или еще и по жилкам? Или жилки сделаны просто добавлением шерсти другого цвета (собственно, я понимаю, что они так и сделаны, но есть ли там еще и проволока?)?. Тычинки, я помню, ты кому-то отвечала, что это просто нитки, обмакнутые в манку. А манку надо покрасить сначала? Чем и как? Или вот "Смородина". Там довольно сложной формы листик. По краю тоже проволока? А шарики все по-мокрому, или мелкие тоже сухим валянием сделаны? А как они удерживаются рядом друг с другом? И как они удерживаются на веточке? Или ты делаешь на уже обмотанной веточке колечко на конце, а на него уже наваливаешь ягодку? И что такое на вершине ягодки мохнатое?" Как я писала выше, в смородине жилка проложена ТОЛЬКО по центру из 2-х перекрученных проволочек. Все остальные эффекты за счет набивания рисунка иглой. Контур формирую иглой, без проволоки. Листики делаю отдельно, а потом закрепляю на каркас, когда есть возможность, то приваливаю, когда нет - аккуратно приклеиваю, а потом заваливаю шерстью. Как крепить шерсть на проволоке: Прежде всего проволочку нужно окрутить тонкой прядкой шерсти (для того, чтобы она не слетела, я капаю маааааленькую капельку клея "Момент-Кристалл" на начало крепежа), плотно прижимаю шерсть к этому месту пальцами и после того, как она прихватиться к металлу, начинаю плотно оборачивать каркас. Затем беру уже окончательно готовый листик и пришиваю мононитью листик к стебельку. После этого, по желанию, можно завалять дополнительно стебелек шерстью, а можно и так оставить, если аккуратно получилось. Как я креплю к бутону или ягоде: Полностью формирую бутон. Затем вдеваю проволоку в иголку и насквозь протыкаю ей бутон (как бусину нанизываю), после этого возвратным движением протыкаю бутон. Получается, что у нас в основании бутона 2 конца проволоки. Делаю из проволочек жгутик. А затем оборачиваю шерстью, как писала выше. На вершине ягодок - это хвостик, оставшийся от цветка.

10. "Как делать тычинки? Вы сразу их в пучок связываете? И как потом на изнанке цветка(когда он уже полностью собран) убираете лишнее?" Я просто беру шерстяное мулине и пропускаю нить между хорошо смазанными клеем ПВА пальцами, а потом сушу в висячем положении нить. Высохшую нить наматываю на два пальца всю длину (примерно метра полтора), потом разрезаю с двух сторон то, что намотала. Далее либо макаю каждую отдельную тычинку в манку, сушу, крашу, если надо сделать пыльцу цветной, и обкладываю всем этим пестик (каркас), фиксирую ниткой. Концы не обрезаю, так как они уходят под чашечку цветка. :)

11."Еще один вопрос, который я почему-то не задала, вернее, несколько вопросов на одну тему: как обрабатывают листочки, лепесточки и ягодки? Как наносить состав и что потом: утюгом? Через тряпочку? Или как? И для чего это делается? И если сумку так обработать, что будет? Что она от этого приобретет?" По поводу пропитки. Я для себя недавно открыла новый материал - сальвитозу. Она придает изделию плотность, но не жесткость. Работа остается приятно войлочной, но держит форму. Сальвитоза - это средство для проклейки шляп из фетра. Купить его можно в различных инет-магазинах. Вот , например. Она в виде хлопьев, которые разводятся в воде в пропорции 1 ст. ложка на стакан тепленькой воды. Потом просто нужно пальцами пропитать изделие и дать ему высохнуть. Стирать не рекомендуется. Или же после стирки нужно снова повторять обработку сальвитозой. А вот если Вы попадете под моросящий дождик или под снег, то она высохнет и продолжит фиксировать цветок.

Есть и другие материалы для пропитки. Но одни потом идут пятнами, другие выбеляются со временем. Некоторые придают излишнюю шесткость шерсти, что мне лично не нравится. Некоторые становятся липкими под воздействием температуры.Сальвитоза со временем теряет жесткость, но сохраняет при этом складки. Поэтому она мне больше всего нравится.

12."Можно ли стирать цветы, сваляные на каркасе?" Я могу постирать и ничего с цветком не случится, НО я знаю, как это правильно сделать. А вот покупатель может и не знать и результатом стирки станет безнадежно испорченная вещь (мне задавали уже вопросы по поводу стирки брошей в стиральной машинке!!!). Поэтому я своим покупателям советую бережную сухую или влажную чистку. Ведь вряд ли с брошью на груди Вы будете ползать по пластунски? Испачкать брошь довольно сложно, это же не сумка или одежда.

Сухое валяние для начинающих: цветы своими руками в 4 шагах

Из шерсти можно свалять любые цветы, которые будут смотреться ажурно и воздушно Уникальная методика валяния дает возможность изготавливать сказочные игрушки, сувениры, поделки, дамские аксессуары, вещи, цветы и наполнять интерьер необыкновенными мелочами. Опытные рукодельницы добиваются естественного сходства с живыми растениями и животными. Валяние или по-другому фелтинг – приобретает все большую популярность благодаря простой технике выполнения. Существует 2 вида валяния: сухой и мокрый способ. Первый предназначен для объемный предметов. Мокрый фелтинг – для плоских вещей: одежды, панно, лепестков цветов.

Цветок из шерсти: валяние сухим способом

Для сухого валяния необходима шерсть, которую можно приобрести в специализированном магазине для рукоделия, иглы для фелтинга и поролоновая губка. Для начинающих можно купить набор для валяния «Семицветик», где кроме основных элементов прилагается фурнитура и инструкция, по которой изготовить игрушку сможет даже ребенок.

Сухое валяние – техника выполнения:

  • Подготавливаем шерсть: отщипывает несколько кусочков и распушаем их;
  • Работа проводится на поролоновой губке, чтобы не повредить иглами руки и предметы мебели;
  • Проколы делаются четкими движениями перпендикулярно подложке;
  • Пока изделия мягкое, форму придают руками.


Валяный цветок представляет собой необычный, яркий аксессуар, которого точно ни у кого такого же больше нет

Изделие нельзя держать на весу, поверхность должна плотно соприкасаться с губкой. Для изготовления розы потребуется красная шерсть, проволока, зеленая гофрированная бумага, клей ПВА. Отщипываем небольшой кусочек шерсти и на губке валяем первый лепесток, придавая форму руками. Несколько раз переворачиваем и протыкаем изделие иголкой до получения нужной плотности. Изготовить необходимо от 3 до 7 лепестков, в зависимости от размера бутона.

Затем подготавливаем проволоку, обернув ее по спирали гофрированной бумагой. Один конец обрабатываем клеем и наматываем кусочек шерсти, создавая сердцевину цветка.

Самый маленький лепесток 2 стежками пришиваем к сердцевине. Далее располагаем следующий лепесток внахлест, скрепляя ниткой. Процесс повторяем до достижения бутона нужного размера. Чтобы прикрыть швы, отщипываем маленькие кусочки красной шерсти и иголкой приваливаем к изделию в местах расположения.

Листья изготавливаем аналогичным способом, пришив к проволоке. На каждый цветок необходимо сделать по 3-4 листочка. Чашелистик делаем в форме небольшой звездочки и пришиваем к цветку. Чем дольше уваливать изделие, тем плотнее получается структура войлока. Готовая роза сможет украсить неглубокую соломенную емкость или настенное панно, придавая свежесть интерьеру и настроению.

Мокрое валяние цветов из шерсти: технология работы

Мокрое валяние проводится с помощью мыльной воды. Для процесса понадобится шерсть, мыльный раствор и пленка с пузырьками. Для приготовления жидкости необходимо натереть на терке кусок мыла и залить его 2 литрами кипятка. Настаивать смесь час. После этого можно приступать к творческому процессу.

На поверхность раскладывается пленка. Расход материала берем на 20 процентов больше. В процессе работы изделие из войлока сядет.

Шерсть располагаем на пленку внахлест, чтобы не было просветов. Сначала тонкие перышки укладывают по горизонтали, следующий слой по вертикали. Толщину делаем с учетом усадки, в 2 раза толще.


В процессе мокрого валяния цветов из шерсти вы можете подобрать нужную вам цветовую гамму вплоть до полутона

После получения необходимого объема сбрызгивают шерсть водой из пульверизатора и накрывают противомоскитной сеткой. Далее панно аккуратно смачивают мыльной водой и начинают делать круговые движения руками по сетке, прижимая полотно. Для качественного валяния необходимо сделать более 100 движений. Затем перевернуть изделие, и продолжить процесс прессования с другой стороны. Проверить качество работы можно потянув за несколько волокон, если они не отслаиваются изделие готово.

Тюльпаны: мастер-класс по валянию цветов из шерсти

Перед исполнением любого цветка необходимо изучить его строение. Можно внимательно рассмотреть картинки и фотографии, или свалять изделие, ориентируясь на живое растение. Для изготовления тюльпана потребуется шерсть красного и белого цвета, проволока, губка для валяния, игла, мыльный раствор, москитная сетка.


Создать прекрасную композицию из тюльпанов смогут даже начинающие рукодельницы

Мастер-класс по изготовлению тюльпанов:

  • Нужно отщипнуть красную шерсть в 2 раза больше чем лепесток и сформировать заготовку на губке, проткнув несколько раз иголкой;
  • Щепотку белого цвета добавляем в середину лепестка, уплотняем;
  • Необходимо изготовить 6 деталей и 2 зеленых листика;
  • Раскидываем все заготовки на пленке с пузырьками, накрываем москитной сеткой и поролоновой губкой хорошо смачиваем поверхность;
  • Каждую деталь необходимо потереть круговыми движениями более 100 раз;
  • Москитную сетку убираем и трем детали об пупырчатую пленку;
  • Споласкиваем и выжимаем листочки;
  • Утюгом разглаживаем и придаем необходимую форму;
  • На губке сваливаем по 3 лепестка, в результате получаем готовый бутон;
  • Из зеленой шерсти катаем в руках жгут до плотного состояния, это будет стебель;
  • С одной стороны добавляем желтой шерсти и сваливаем пестик;
  • Тонкую проволоку для бисера нарезаем по 3-4 см для тычинок;
  • Тычинки добавляем к пестику и обматываем зеленой шерстью, обмакиваем участок в мыльный раствор и перетираем между пальцами;
  • Бутон из 6 лепестков протыкаем и одеваем на стебель;
  • Листики иголочкой прибиваем к стеблю;
  • Бутон опускаем в воду, мочим и сжимаем в руках, придавая закрытую форму, кончики лепестков можно закрепить скрепкой;
  • После высыхания цветок расправляем.

Интересные цветы из шерсти: сухое валяние и мокрый фелтинг на каркасе

Для ежедневных аксессуаров цветы – идеальное решение. Фелтинг позволяет изготавливать цветочные композиции очень реалистично. Чтобы сделать радужный цветок ирис необходимо нарисовать лепестки на шаблоне.

Для работы понадобятся:

  • Шерсть синего и белого цвета;
  • Тонкая проволока для каркаса;
  • Иглы для валяния;
  • Губка или пенопласт для подложки;
  • Мыльный раствор.


Изготовление валяных цветов – трудоемкое, но одновременно одно из самых интересных занятий для рукодельниц

Нам понадобится всего лишь готовая тушка будущей игрушки, каркасная проволока 0,8 мм, острый кухонный нож.

Покажу данный способ крепления на примере задних лапок будущего мышонка.

Берем каркасную проволоку. Каркасную проволоку перед обваливанием я складываю вдвое и немного скручиваю. Так волокна лучше уваливаются, попадая между витками проволоки и шерсть не скользит.

Можно также взять проволоку в текстильной обплётке, тогда не нужно будет складывать вдвое.

Нужная длина каркаса (С) рассчитывается так:

(Ах2)+Б = С,

где А - длина одной лапки;

Б - ширина тушки на уровне бёдер.

С обоих концов каркаса валяем будущие лапки, учитывая длину каждой лапки. Обращаем внимание на то, что средняя часть каркаса остается без шерсти. Вот, что у нас должно получиться:

Затем берем готовую тушку и с обеих сторон на уровне линии бедер делаем разметку карандашом, то есть намечаем те места, «откуда ноги растут». Основа тушки должна быть уваляна очень плотно, не должна быть рыхлой и проминаться! Разметили.

Теперь не очень приятная, но необходимая процедура. Острым ножом нам нужно сделать глубокий надрез-надсечку до карандашных разметок. Вот так:

После этого достаточно просто продеть свободный участок каркаса в образовавшийся надрез.

Шерстью маскируем разрез и придаем ножкам и бедрам нужную форму.

Вот, что у нас получилось:

Данный способ крепления прост, но очень надежен, ведь мы закрепили сразу две ножки. Проволока не раскачается и не выскользнет. Аналогичным способом можно крепить и ручки/передние лапки.

Сокращенная версия этого МК есть в журнале "Лена.Рукоделие" (№8 2010г.).

Для работы нам потребуется:

  • Проволока для бисерных работ (толщина 0,4мм).
  • Проволока флористическая (толщина 0,5мм).
  • Художественный акриловый водорастворимый лак или клей для декупажа (матовый).
  • Ножницы.
  • Шелковые волокна (белые).
  • Непряденая шерсть (цвета: белая, желтая, золотистая охра, красная, светло зеленая и темно зеленая).
  • Иглы для валяния (желательно четырехугольные звездочки № 38 (США)).
  • Мягкие мелкопористые поролоновые губки для мытья посуды или щетка для валяния.

1) Изготавливаем каркас для каждого элемента будущей орхидеи – для основных лепестков (двух больших лепестков и трех лепестков меньшего размера), лепестка-губы и веточки с бутонами

2) Берем прядь шерсти желтого цвета и сгибаем ее таким образом, чтобы полученная шерстяная заготовка была примерно на 5мм (по всему периметру) больше проволочной заготовки.

3) Кладем шерстяную заготовку на губку (или щетку) и начинаем аккуратно проваливать ее иглой. Эту заготовку необходимо валять до состояния полуготовности – примерно по два раза с каждой стороны. При работе на щетке лучше сразу валять тремя иглами, плотно скрепленными между собой.

4) Кладем поверх подготовленной шерстяной заготовки проволочную заготовку и, подворачивая шерсть и равномерно распределяя ее по всей поверхности лепестка, поэтапно закрываем проволоку, проваливая шерсть сначала у основания лепестка, а затем у его вершины.

5) Переходим к проработке краев лепестка. Для этого необходимо крепко сжимая пальцами шерсть у края лепестка, аккуратно (по касательной) провалять весь лепесток по периметру.

6) Проволочный каркас уже надежно закреплен внутри шерсти и нам остается довалять элемент (уплотнить поверхность и сделать его более ровным) при помощи одной или трех игл, плотно скрепленных между собой.
7) Таким образом, мы изготавливаем все пять основных лепестков нашей будущей орхидеи.

8) Переходим к созданию лепестка-губы. Для этого элемента берем прядь шерсти красного цвета и повторяем п. 2, 3, 4, 5 и 6.

9) Переходим к цветовой художественной проработке нашего элемента. Берем тоненькую прядь шерсти цвета золотистой охры и, зафиксировав ее иглой у основания лепестка, начинаем аккуратно приваливать ее, создавая нужный нам рисунок на поверхности лепестка-губы.

10) Затем с помощью иглы и белых шелковых волокон создаем на этом элементе белую "капельку".

11) Берем тоненькую прядь шерсти белого цвета и, работая иглой очень деликатно, подкручивая прядь, приваливам ее по контуру «губы».

12) Пропитываем все изготовленные элементы работы акриловым лаком (разведенным водой до состояния молока) или клеем (разведенным погуще) и сушим.

13) Переходим к созданию веточки с бутонами. Берем прядь шерсти, пропускаем ее сквозь проволочную петельку до середины и плотно зажимаем петельку пальцами.

14) Плотно наматываем шерсть вокруг зажатой проволочной петельки и хорошо проваливаем ее иглой, формируя бутон. Таким образом создаем все три бутона.

15) Переходим к тонировке бутонов. Закрепляем прядки шерсти светло и темно зеленого цвета у основания каждого бутона и, распределив шерсть по поверхности, хорошо приваливаем ее иглой.

16) Все элементы работы готовы - приступаем к сборке. Внимательно и аккуратно соединяя все элементы работы, плотно скручиваем проволоки, формируя веточку.

17) Берем прядку шерсти темно зеленого цвета, фиксируем ее иглой у основания самого верхнего бутона и, обматывая шерстью проволоку, постепенно, продвигаясь от бутона к бутону, а затем от цветка к ножке, формируем зеленую веточку.

18) После этого шерсть на веточке и бутоны пропитываем акриловым лаком (разведенным водой до состояния молока) и сушим.

19) Используя возможности внутреннего каркаса, придаем нашей работе желаемую форму, изгибая все элементы работы так, как нам нравится. Веточка орхидеи готова.