Фасадный декор: виды и названия декоративных элементов фасада дома. Архитектурный словарь Архитектурные части фасада

Публикаций: 66

09.09.2016

Краткий словарь декоративных архитектурных элементов. Часть 1 (А-К)

Капители, колонны, балюстрады…все это - названия различных архитектурных элементов, украшающих как фасад, так и другие части здания. Но названий так невероятно много, а иногда безумно хочется сказать светским тоном (представьте себя с важным видом и моноклем на глазу) "О, эти балясины можно отнести к эпохе русского романтизма, а гипсовая лепнина на фронтоне смотрится невероятно изысканно ".

Сегодня ЕСТП Блог отодвинет завесу архитектурной тайны и постарается объяснить, что значит тот или иной термин декоративных элементов здания. Мы начинаем небольшой цикл статей, посвященных архитектурной грамотности.

Антаблемент (фр. entablement от table - стол, доска) - верхняя часть архитектурной композиции, состоящая из трех важных элементов - карниза, фриза и архитрава (все они располагаются сверху вниз антаблемента). Применяется антаблемент обычно совместно с колоннами и служит для завершения верхней части стены. Антаблемент с колоннами встречается только в классической архитектуре, а без колонн - в архитектуре после эпохи Ренессанса. Антаблемент может быть в различных конфигурациях - без фриза его называют неполным, а без архитрава - облегченным.

Арка - криволинейное (полукруглое) перекрытие в стене или между двумя опорами, служить которыми могут колонны или опоры. Арки бывают разнообразными по форме: полуциркульные (с сечением полуокружности), лучковые (с дугой менее полуокружности), стрельчатые (образованные двумя арками, пересекающимися под углом), многолопастные (сочетание мелких арок). Также арки различают по стилям - классическая более округлая, нежели арка в стиле модерн.

Архивольт (итал. archivolto, лат. arcus volutus) - верхний элемент обрамления проема арки. Обычно является фасадным элементом, но может использоваться и в помещении. Зачастую выполняется из лепных элементов с различными узорами.

Архитрав (от греч. "архи", над-, и лат. trabs балка) - прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами. Также архитрав - это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны.

База - это нижнее основание как колонны, так и пилястры.

Балюстрада (фр. balustrade) - это ограждение лестницы, балкона, чердака, террасы, которое состоит из ряда столбиков - балясин, которые соединены сверху перекладиной. Также балюстрада может использоваться в качестве перил на лестнице.

Балясины - невысокие столбики, которые применяются для опоры и поддержки перил и балюстрады. Столбики могут быть различной формы и с резными элементами.

Замков ый камень (замок) - особый элемент обрамления арки или свода, выполненный в форме клина или пирамиды. Обычно этот элемент выступает из плоскости арки, выделяется размерами, зачастую замковый камень украшается резными узорами.

Кариатида (греч.) - скульптурное изображение (чаще всего женское), которое функционально служит в качестве опорной балки здания и декора его фасада. Обычно кариатиды могли выстраиваться в ряд, как колонны и использовались в архитектуре античного времени.

Капитель - верхняя часть вертикальной опоры здания - например, колонны или кариатиды, которая находится между горизонтальной балкой и основной частью колонны и распределяет нагрузку на опоры.

Карниз (от др.-греч. koronis) - архитектурный элемент верхней части здания (обычно фасада), который разделяет горизонтальную нависающую плоскость от вертикальной плоскости (стены). Обычно карниз находится над такими элементами, как фриз и архитрав и является самой верхней составляющей антаблемента.

Каннелюры (от франц. cannelure - желобок) - это вертикальные (на колоннах) или горизонтальные (на ионических колоннах) желобки, создающие рельефную поверхность опоры. Могут быть расположены как вплотную, так и через небольшие промежутки друг от друга.

На этом наш первый урок архитектурной грамотности от ЕСТП Блог окончен. Домашнее задание: поразить своих друзей и родных восхитительными познаниями в архитектурном оформлении зданий. Можете прогуляться по историческому центру города и попробовать отыскать все из перечисленных сегодня элементов. В следующих частях нашего цикла статей вы узнаете, что такое модульон, какой декоративный элемент служит постаментом для декоративных ваз и статуй, а также чем украшают тимпаны здания.

Невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

(фр. balustrade из итал. balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


(от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


(от лат. abacus - «доска») - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


(также распространено название атлас) - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus - буквально «деревенский», производное от лат. rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») - в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


(фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.


Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

(фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


(фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


(фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


(от греч. πυλών - ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


(лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


(фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


— Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio - свёрток, кулёчек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


(от англ. molding, moulding - в данном случае «литая деталь», от «литьё») - декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

(итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь - стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


(лат. porta - дверь, ворота) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


— непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


(нем. Erker ) - выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


– это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Попалась мне такая ссылка и подумала, что нелишне будет иметь под рукой подобный материал, где в иллюстрациях наглядно показано, как называется та или иная часть здания или сооружения в различных архитектурных стилях. К сожалению, по ссылке текст содержал массу ошибок и опечаток, которые пришлось отредактировать - типа "антаМблемент", или "наос (пела)" вместо "наос (целла)". Вроде бы все исправила, но если заметите что-то пропущенное, напишите в комментах, пожалуйста.

Иллюстрация Условные обозначения
А - дорический ордер:
з - метопа, б - триглиф, в - карниз, г - фриз, у - архитрав, е - капитель, ж - ствол колоны, з - каннелюры, и - антаблемент.

Б - ионический ордер:
а - карниз, б - фриз, в - архитрав, г - капитель, д - ствол колоны,
е - база колоны, ж - стереобат, з - антаблемент.

В - коринфский ордер:
а - карниз, б - фриз, в - архитрав, г - капитель, д - ствол,
е - база колонны, ж - стереобат, з - стилобат.

Г - план древнегреческого храма:
а - колонны периптера, б - ступени стереобата, в - пронаос,
г - наос (целла), д - опистодом, е - внутренние колонны,
ж - интерколумний.

а - односкатная
б - двускатная крыша;
в - вальмовая (четырехскатная) крыша;
г - полувальмовая крыша;
д - вальмовая крыша с козырьком;
е - мансардная крыша с фронтоном;
ж - мансардная вальмовая крыша;
з - мансардовая крыша с дополнительным скатом;
и - бочкообразная крыша;
к - шедовая крыша;
л - крестовая крыша;
м - складчатая конусообразная крыша;
н - луковичная глава;
о - сомкнутая кровля;
и - круглая односкатная крыша;
Р - пирамидальная крыша;
с - коническая крыша; т-купольная крыша;
у - ромбовидная крыша;
ф - скатная крыша с луковицей.
а - крестоцвет;
б - фиал;
в - крабб;
г - галерея;
д - вимперг;
е - ажурное окно;
ж - стержень фиала;
з - консоль.
А - крестовый свод;
Б - монастырский свод;
В - цилиндрический свод;
Г - купольный свод;
Д - сомкнутый свод;
Е - стрельчатый свод;
Ж - крещатый свод;
3 - зеркальный свод: а - зеркало, б - падуга;
И - парусный свод: а - парус;
К - византийский свод: а - парус;
Л - готический (звездчатый) свод.
А - полуциркульная, или круговая арка; а - замковый камень.
Б - пологая арка.
В - круговая плоская (лучковая) арка.
Г - трехцентровая (коробовая) арка.
Д - приподнятая арка.
Е - подковообразная арка.
Ж, 3 - трехлопастные арки.
И - стрельчатая арка.
К - стрельчатая сжатая арка.
Л - стрельчатая зубчатая арка.
М - килевидная арка.
а - окно верхнего яруса;
б - трифорий;
в - лопатки (лизены);
г - аркада;
д - импост;
е - опорный столб.
а - нервюры;
б - аркбутаны;
в - фиал;
г - пинакль;
д - контрфорс;
е - опорный столб;
и - центральный неф;
к - боковой неф;
л - цоколь.
а - портал трансепта;
б - венец капелл;
в - центральная апсида;
г - средокрестие;
д - центральный и боковые нефы трансепта;
е - боковые нефы;
и - порталы западного фасада;
к - центральный неф;
л - хор с обходной галереей.
а - восточные башни хора;
б - восточный хор;
в - ризница;
г - трансепт;
д - южный неф;
е - многогранное завершение хора;
ж - башня над средокрестием;
з - продольный неф;
и - западные башни хора;
к - западная башня.
а - западные башни;
б - продольный неф;
в - башенка на средокрестием;
г - трансепт;
д - боковой неф;
е - хор;
ж - аркбутаны;
з - галерея хора;
и - капелла хора;
к - двор;
л - соборные залы для бедных и паломников;
м - контрфорсы.
а - северная башня;
б - южная башня;
в - башня средокрестия;
г - звуковая аркада башни;
д - ствол башни;
е - фронтон хора;
ж - карнизы апсиды;
з - карликовая галерея;
и - декоративная аркада восточной (центральной) апсиды;
к - северная апсида;
л - декоративная аркада нижнего яруса апсид;
м - цоколь;
н - башня с ромбоидальной крышей над хором;
о - южная апсида.
а - купол среднего нефа;
б - фиал;
в - галерея (обходная);
г - окно в замке алтаря;
д - радиальные капеллы;
е - окно капеллы;
ж - цокольный карниз;
з - цоколь;
и - аркбутаны;
к - контрфорсы.
а - полуциркульный фриз;
б - лопатка;
в - дуги архивольта перспективного портала;
г - архивольты с орнаментальными и скульптурными украшениями;
д - люнет или тимпан;
е - карниз импоста;
ж - колонна портала;
з, л - колонны с венчающей скульптурой в уступах;
и - ступени портала;
к - двери портала;
М - цокольный карниз;
Н - цоколь.
а - крестоцвет;
б - ажурный фриз;
в - вимперг с ажурным наполнением;
г - контрфорс;
д - краббы;
е - консоль скульптуры;
ж - статуи дверного обрамления;
з - цоколь;
и - ступени портала;
к - окно с крестоцветом;
л - шпиль фиала;
м - стержень фиала;
н - архивольты готического портала;
о - балдахин фиала;
П - тимпан;
р - дверная перемычка;
с - дверная решетка.
Фасад древнерусского храма:
а - глава;
в - окна барабана;
г - основание барабана;
д - апсиды;
е - орнаментальные архивольты перспективного портала;
ж - перспективный портал;
з - аркатурно-колончатый пояс барабана;
и - закомары;
к - прясло;
л - окно;
м - аркатурно-колончатый пояс;
н - кронштейны аркатурно-колончатого пояса;
о - профилированные лопатки с полуколоннами.
План крестово-купольного храма:
а, б, в - апсиды;
г, д, ж, е - ветви архитектурного креста;
и - южный портал;
з - северный портал;
(и, з - боковые порталы);
к - лопатка с полуколонной;
л - столбы;
м - главный, западный портал.
а - глава;
б - резной орнаментальный пояс барабана;
в - пояс кокошников;
г - килевидные закомары;
д - окно с килевидным обрамлением;
ж - прясла;
з - резной перспективный портал;
е - резной орнаментальный трехполосный пояс;
и - барабан главы;
к - окна барабана;
Л - лопатки с приставленными к ним полуколонками;
м - цоколь;
н - архивольты перспективного портала.
а - венчающий шар;
б - фонарь купола;
в - купол;
г - аттик купола;
д - барабан купола;
е - боковой купол;
ж - крыша среднего нефа;
з - аттик;
и - колонны большого ордера;
к - ребра купола;
л - фронтон.
а - крестоцвет;
б - крабб;
в - фиал;
г - парапет с ажурной резьбой;
д - многогранная башня;
е - треугольный фронтон;
ж - междуэтажный карниз;
з - окно с ажурной резьбой;
и - аркатура;
к - фриз;
л - вимперг;
м - перспективный портал.
а - венчающий карниз;
б - сдвоенные полуциркульные окна со средней раздельной колонной;
в - подоконный карниз;
г - подоконный карниз;
д - квадровая кладка из тесанного камня (рустовка);
е - арочный портал;
ж - вход в палаццо.
а - вальмовая крыша;
б - карниз аттика;
в - аттиковый этаж;
г - цоколь аттика;
д - венчающий карниз;
е - угловая скульптура;
ж - балюстрада;
з - межэтажный карниз;
и - рельефная плита;
к - угловая пилястра;
л - цокольный этаж;
м - цоколь;
н - база пилястры;
о - пилястра большого ордера;
п - вход в палаццо;
р - ступени входа;
с - рустовка.
а - фриз;
б - замковый камень;
в - гирлянда;
г - фестон;
д - импост;
е - пилястра;
ж - поперечины оконного переплета;
з - карниз подоконного парапета;
и - поле подоконного парапета;
к - цокольный карниз;
л - консоль с несущей скульптурой;
м - база пилястры;
н - консоль с маской и листьями аканфа.
а - колоннада барабана;
б - ступенчатый цоколь барабана;
в - угловая башня;
г - портик;
д - купол фонаря;
е - фонарь;
ж - купол;
з - карниз купола;
и - аттик купола;
к - карниз барабана;
л - венчающий карниз;
м - угловая башня;
н - полукруглое окно;
о - карнизный пояс;
п - фронтон портика;
р - цоколь.
а - фриз;
б - консоль;
в - венецианская раковина;
г - венчающий элемент;
д - карниз;
е - полуколонна;
ж - пилястра;
з - оконная стойка с гермой;
и - наружный подоконник;
к - ниша для скульптуры;
л - перемычка.
а - завершение башни;
б - фонарь башни;
в - крыша башни;
г - помещение в верхнем ярусе башни;
д - башенная галерея;
е - башенные часы;
ж - ствол башни;
з - пирамидальная крыша;
и - поперечный фронтон;
к - венчающий карниз;
л - круглый боковой эркер;
м - окно винтовой лестницы;
н - парные колонны;
о - главный вход.

Примечание: стоит иметь в виду, что эти иллюстрации хороши для первичного знакомства с архитектурными деталями, то есть указано далеко не все. Вообще надо будет потом сделать еще подборку иллюстраций примерно таких, как ниже, и еще порыться в своих англоязычных источниках...

Словарь названий всех фасадных элементов, которыми пользовались зодчие, насчитывает несколько тысяч терминов. Они создавали готические соборы, классические дворцы, церкви с круглыми залами барокко и дома дворян в стиле рококо. Фасады и интерьер богато украшались. Перечислить старинные архитектурные элементы фасада, названия которых собраны из разных стран и языков, невозможно. Поэтому остановимся на основных, используемых в современном строительстве, и способах подчеркнуть их.

В Сиднее, Австралия, каждый год в течение недели проходит фестиваль света. Архитектурная подсветка фасадов зданий и просто гирлянды разноцветных огней на колоннах и в арках каждую ночь украшают город. Оперный театр на полуострове и мост Харбор Брижд каждый вечер обретают новый вид. На фасадах с помощью прожекторов создается фантастический мир. Эту традицию перенимают уже некоторые города Европы.

Архитектурно художественное освещение фасада обычно подчеркивает горизонтальные линии фасадов зданий

В темное время требуется освещение территории улиц, площадей, периметров домов. Архитектурная подсветка фасадов зданий решает эту задачу, одновременно освещая наружные стены, подчеркивая отдельные элементы. С помощью направленных лучей можно выделить привлекательные места на фасаде и скрыть невзрачные. Правильно разработанная подсветка украсит любое строение.

От фонарей, освещающих улицы и дороги в темноте, архитектурные прожектора отличаются направленными лучами. Их может быть один, два, реже четыре. Располагаются светильники:

  • на стенах;
  • под карнизами;
  • вдоль цоколя;
  • под сводами арок;
  • на колонах;
  • на газоне по периметру здания.

Расстановку осветительной техники и направление лучей разрабатывают обычно дизайнеры. Они выделяют светом наиболее интересные элементы в архитектуре дома. Невзрачные места прячут в тени. Облик здания полностью меняется. Освещение и цветовое решение делает загадочным стандартное промышленное строение.

Виды архитектурных светильников

Для архитектурной подсветки используют специальные светильники, отличающиеся экономичностью и длительным сроком работы:

  • светодиодные ленты;
  • прожектора;
  • модули светодиодные;
  • уличные светильники;
  • многолучевые цокольные и газонные прожектора;
  • светодиодные светильники с меняющимся цветом.

Для создания архитектурной подсветки используют различные типы светильников. Прожекторами выделяются основные элементы фасада. Светодиодные ленты подчеркивают основные лини, такие как арки, карнизы, молдинги. Светодиодные модули выделяют контрастным цветом важные в образе здания архитектурные плоскости: балконы, плиты, сектора крыши.

Основные элементы, подсвечиваемые на фасаде

Лучи установленных на газонах и столбах прожекторов чаще всего направляются на декоративные элементы фасада:

  • розетки;
  • замковый камень;
  • капитель колонны;
  • дверной тимпан;
  • арка;
  • филенка и узор – лепнина;
  • балюстраду балкона и крыльца;
  • фигурный карниз.

Названия элементов частично перешли из словаря зодчих. Розетка означает лепное украшение в виде круга, чаще всего похожа на цветок. Располагается над дверью входа или балкона. Реже под выступом крыши.

Узор отличается произвольной формой. Лепнина представляет фрагмент узора растительного происхождения, крепится на свободном пространстве стены, симметрично оси фасада. Часто обрамляется рамкой филенки произвольной и прямоугольной формы.

Тимпан над дверью – овальная арка, представляющая продолжение дверного проема. Традиционно украшается мозаикой или лепниной. Бюджетный вариант представляет оконное стекло в фигурной раме.

В таблицу собраны основные фасадные элементы, применяемые в наше время, и места их расположения:

Название архитектурно- го элемента Описание Место основного расположения на фасаде
замковый камень центральный конической формы камень над оконным и дверным проемом с полукруглой верхней частью арочные окна, двери, арки, полуарки по центру вверху
молдинг выступающая полоса, выделенная цветом стены по линии разграничение цоколя и между этажами, ниже крыши
карниз полка под окнами или крышей декоративный наружный подоконник, лепной выступ ниже линии кровли
тимпан полукруглая арка над дверью или окном, обычно застекленная или накладная, сделанная из лепных украшений над дверью и окном, реже над полуколоннами на стене
капитель верхняя расширенная часть колонны, украшенная лепниной на колоннах и полуколоннах под потолком
арка проем в стене без двери или соединенные между собой колонны вход, переходы из комнат, между зданиями
филенка тонкий выступ, обрамляющий узор, выделен цветом на стенах
балюстрада фигурные столбики, подпирающие перила балкон, крыльцо, терраса, лестница
кронштейн фигурные опоры для подоконников и карнизов ниже окон, балконов
розетка лепное украшение в виде цветка, круглое, белое из гипса над окнами, входами, арками и на свободном пространстве стен

Выгнутый навес над крыльцом выглядит как арка. Это может быть и переход между корпусами с полукруглым сводом. Часто его делают с выступающими ребрами и даже украшают квадраты впадин розетками. Дом приобретает загадочный вид, когда светом выделяется арка с ее лепными элементами и просто молдингами. Дополнительно используются полосы светодиодных светильников, подчеркивающих форму арки.

Вход и элементы его украшений

Главный вход в здание издавна назывался парадным и соответственно строился. К его элементам относятся:

  • ступени;
  • крыльцо;
  • балюстрада;
  • колонны и полуколонны;
  • навес;
  • дверь и наличники.

Крыльцо может ограничиваться небольшой площадкой перед дверью или переходить в террасу. Балюстрада с перилами ограничивает край ступеней и крыльца, доходит до стены. Одновременно она предохраняет людей от падения. Раньше это были фигурные резные столбики из гипса, дерева. Теперь их заменили металлом. Ограждение может быть и стеклянным с невидимыми тонкими стойками. Все зависит от архитектурного стиля дома.

Для создания роскошного вида здания, достаточно осветить прожекторами гнутую линию белой балюстрады. Ступени и площадка крыльца из мрамора подчеркивают изысканный вкус хозяев и достаток.

Дверь, и даже ворота гаража, тоже архитектурные элементы. Они неразрывно связаны с образом дома и должны соответствовать направлению оформления фасада. Дверные наличники в классическом стиле могут выполняться в виде полуколонн с роскошными пилястрами – декоративными украшениями вверху. Их давно не вырезают из камня. Для отделки современного фасада делают из различных материалов, включая пенополистирол с покрытием краской по шпатлевке.

Окна как часть общего стиля фасада

Окна оформляются в стиле дома. Для этого используют ряд элементов вокруг проема:

  • кронштейн;
  • подоконник;
  • наличники;
  • фигурный верх проема или тимпан;
  • деление рамы узкими рейками и молдингами.

Кронштейн – название декоративного элемента, на котором лежит наружный подоконник. Он может быть в виде двух небольших фрагментов и массивной плиты с несколькими угловыми опорами. При оконных эркерах поддерживает конструкцию обрамления проема. Служит опорой для вертикальных стоек – наличников.

Верхняя часть окна заканчивается карнизом. Как вариант он может быть фигурный, в виде полуарки. Застекленный тимпан создается во время кладки стен. Его полукруглый верх венчает замковый камень. Конструкция пошла от строений из камня со сводчатым потолком. Когда не использовали металлические балки для плоского перекрытия. Их еще не делали. Дверные и оконные проемы имели форму арки. В центре располагался конический камень. Он распределял тяжесть стены на стойки. За это и получил свое название. Со временем его стали украшать резьбой. Сейчас можно для отделки дома купить накладной замковый камень и украсить фасад традиционным архитектурным элементом.

Основные элементы архитектуры рассчитаны на дневное освещение

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство - искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, - имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ордер». Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть - стилобат - служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна - один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера - антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя - база - опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст - ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель - деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

Рис. 1.16. Архитектурный ордер и его части

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь - горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя - придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат - наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб - отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней - карниз или капитель. Пилон - мощный столб квадратного или прямоугольного сечения (рис. 1.17) обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть - базу, и верхнюю - капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Рис. 1.17. Пилон

Рис. 1.18. Пилястра

Колонна - декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра (рис. 1.18), имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада - это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, - капитель (рис. 1.19).

Рис. 1.19. Капитель архитектурных ордеров: а - дорического; б - ионического; в - коринфского

Дорический ордер (см. рис. 1.19, а). Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер (см. рис. 1.19, б). Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер (см. рис. 1.19, в). Характерное отличие коринфского ордера - утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз - гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров - воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии

Рис. 1.20. Собор Сан-Марко в Венеции

античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам - Византии, Италии, Испании, Франции.

Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре (рис. 1.20). Церковь возводилась на протяжении века.

Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль (рис. 1.21). Архитектурные сооружения романского периода (XI-XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Рис. 1.21. Романский стиль:
а - фриз из полуциркульных арок; б - двойной арочный фриз из кирпича; в - кубическая капитель; г - капитель из пальметт

Готика. В XII-XV вв. новый архитектурный стиль получил название - готика. Характерная особенность готического стиля - стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг (рис. 1.22).

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент (рис. 1.23). В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Рис. 1.22. Вход в католический собор (готика)

Ренессанс (XV-XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450-1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

Рис. 1.23. Готическая сводчатая базилика

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Палаццо (дворец-особняк). Арх. А. Палладио (1566)

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Барокко (XVI-XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco - причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу - вихрю, движению, симметрии - «каменной симфонии» (рис. 1.25). Асимметричный орнамент этого периода - орнамент из раковин и завитков - дал название другому стилю - рококо (рис. 1.26).

Классицизм (XVIII-XIX вв.) - направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Рис. 1.25. Окна. Стиль барокко

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек (рис. 1.27). Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Рис. 1.26. Орнамент. Стиль рококо ленности и скопление рабочего

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Рис. 1.27. Ротонда. Внутренний интерьер

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Балкон в стиле модерн

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Рис. 1.29. Интерьер конференц-зала здания ЮНЕСКО. 1957 г.

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю - конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов (рис. 1.29).