Собор в честь Успения Божией Матери

Собор в честь Успения Божией Матери. Это кафедральный храм Московской епархии, насчитывает более 650 лет архитектурной и церковной истории. Ряд исследователей полагает, что первый храм был сооружён в год основания Коломенской епархии – около 1353 года – и указывают на найденные в ходе археологических находок несколько белокаменных блоков. Вероятно, по внешнему облику он напоминал древнейшую постройку Московского Кремля – Спас-на-бору. Однако его планировка и устройство остаются для нас тайной.
Завершение работ по строительству и освящение собора относят к 1382 году. Его реконструкцию изображают в виде двухъярусного, трехглавого, на высоком подклете. Существует предположение, что в росписи собора принимал участие Феофан Грек с учениками, но фрески эти не сохранились. До XVI века в соборе хранилась икона Донской Богоматери, так же предписываемая кисти Феофана Грека. Сейчас этот образ пребывает в Третьяковской галерее. Почитание чудотворного Донского образа Божией Матери было настолько велико, что позднее Успенский храм иногда называли «Донским». Традиционно соборная церковь служила местом упокоения Коломенских владык. Например, в своём кафедральном храме обрёл упокоение владыка Илларион (†1409). Однако точное число погребённых здесь епископов неизвестно. В 1472 году в Московском Кремле состоялось венчание между великим Московским князем Иваном III и греческой принцессой, племянницей последнего византийского императора, Софьей Палеолог. Совершать таинство Иван III доверил протопопу коломенского Успенского Собора Осии. Остальным же московским протопопам и духовнику не доверил, потому что они были вдовцы .
К концу XVII века древний собор обветшал. В 1670-х годах на его месте мастером Милешкой (Мелентием) Алексеевым «с товарищами» было возведен новый храм. Лишь в северной стороне здания сохранилась часть фундамента прежней постройки. Основание нового собора выложено из белокаменных блоков разобранного храма. Здание исполнено возвышенного величия. Храм сделан с двумя рядами окон, и венчается пятью световыми барабанами. Его внутреннее пространство наполнено светом и воздухом и необыкновенно красиво во время богослужения.
Сорокаметровая колокольня Успенского собора играет значительную роль в формировании архитектурного ансамбля Соборной площади. Она возведена в 1692 году. На массивном кубе основания – четверике, «церковь земная» покоится восьмерик, символизирующий церковь Небесную «Торжествующую», венчаемый шатром.
В шатровой колокольне находился самый большой в Коломне колокол весом 800 пудов, пожертвованный коломенским купцом Иваном Мещаниновым. В ХХ столетии, во время репрессий, набор колоколов и часы были утрачены, но сама звонница не претерпела изменений. После возвращения колокольни соборной общине здесь разместились крещальня-баптистерий. В 1990 года на звонницу подняли новые колокола.
С восточной стороны соборной колокольни, примыкает зимний храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Достоверно известно о возведении Тихвинской зимней церкви «коштом коломенского купца и содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеева сына Мещанинова». Тихвинский храм был освящён в 1776 году. Это интересный памятник, построенный на рубеже барокко и классицизма. «Престолов в церкви Тихвинский иконы Божией Матери, было два Утоли моя печали, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы».
В середине XIX века староста Успенского собора купец второй гильдии Филипп Назарович Тупицын внёс капитал на строительство новой церкви. В 1861 году строительство шестистолпного трёхапсидного храма было завершено. Несмотря на то, что архитектура Тихвинской церкви близка к канонам классицизма, закомары и килевидные бровки архивольтов отсылают нас к мотивам «псевдорусского» стиля. По углам четверика поставлены главки на «глухих» барабанах. Центральный восьмигранный барабан – световой. Он венчается шатром, который удачно сочетается с величественным завершением Соборной колокольни.
18 января 1366 года в Коломне венчались князь Димитрий Донской и княгиня Евдокия Суздальская в Воскресенском храме, что в крепости. Есть предположение, что священником этой церкви был Митяй Тешилов – духовник великого князя Димитрия, хранитель княжеской печати, а позднее – названный Митрополит всея Руси Михаил Коломенский. Возникает вопрос: «Почему же венчание, совершалось в Коломне, во втором городе по своему значению в московском княжестве, а не в столице княжества – Москве?» Ну, во-первых, Москва XIV века не являлась абсолютной собственностью великого князя Московского, а была разделена между братьями. Во-вторых, Москва только пострадала от пожара, и венчаться в городе «на углях», омрачило бы свадьбу. В-третьих, Коломна, издавна являлась предметом споров князей Московских и Рязанских, и венчание в Коломне явно показывало, что Дмитрий Иванович, не собирается отступаться от дорогой его сердцу Коломны.
Наиболее древнюю часть храма (четверик и апсиды) большинство историков связывает с началом XVI века. Некоторые исследователи датируют белокаменный сводчатый подклет XIV веком.
При Иване Грозном княжеская резиденция постепенно приходит в запустение. А в эпоху Смуты, в начале XVII века, дворец исчезает в пламени пожара. И лишь Воскресенский храм остаётся немым свидетелем прежней славы. Во второй половине XVIII века в подклете Воскресенской церкви был устроен оружейный склад. Позднее церковь была перестроена и отчасти утратила прежнюю величавую красоту.
Церковь Воскресения Христова построена в 1786 г. тщанием прихожан. Выложенна из камня, с колокольней. Престолов три: в холодном приделе во имя Обновления Храма Воскресения Христова, в теплом - во имя Боголюбской Божией Матери и Св. бессребреников Косьмы и Дамиана.
Долгое время, несмотря на все переделки, в храме сохранялись древние реликвии, в том числе так называемое «кресло Димитрия Донского».
Неподалеку от Соборной площади расположился миниатюрный храм святителя Николая, или «Никола Гостиный» – один из древнейших памятников Коломенского кремля. Близ церкви Николы Гостиного коломенские археологи обнаружили одно из первых кладбищ Коломны – курганный могильник, относящийся к середине XII века. Это место было примечательно и тем, что на его примере видно, как сосуществовало язычество и христианство: между курганами были обнаружены православные погребения. Название «Гостиный» Храм получил от того, что был построен на средства «гостей» – именитых купцов, ведущих международную торговлю. В 1501 году «замышлением коломенского гостя Василия Ивановича Юрьева» изначально деревянная церковь была «обложена» камнем. Таким образом, Никола Гостиный – один из первых кирпичных храмов в Подмосковье. Прежде церкви строили из белого камня, как например Зачатьевская в Городищах.
Наиболее древняя часть Никольского храма – небольшой четверик с крестчатым сводом и гранёной апсидой. Облик храма складывался постепенно.
Существует и другая версия, связанная с названием храма «Николы Гостинного» В 1513 году чудотворная икона Николы Зарайского (или, как тогда говорили, Заразского) была перенесена из Зарайска в Коломну «ради татарского нахождения». По древнему преданию, здесь с неё была сделана копия. В настоящее время копия Зарайской (или, по второму названию – Корсунской) иконы святителя Николая, написанная около 1513 года, находится в Третьяковской галерее. С тех пор, якобы, храм и называется Гостиным оттого, что образ Чудотворца Николая «гостил» здесь.
Интересен тот факт, что служба в этом храме в соответствии с распоряжением городского головы начиналась на час раньше, чем в других церквях – в 5 часов утра, для удобства купцов города, которые в 6 утра открывали свои лавки, для богомольцев из других церквей, расходящихся по домам.
Далее по улице Лазарева, мы направляемся к Крестовоздвиженскому храму. Данная улица получила свое название в советское время в память о революционере Михаиле Сергеевиче Лазареве, комиссаре связи, погибшем на этой улице в 1917 году. До революции эта улица носила название Успенской, по названию Кафедрального собора.
Храм в честь Воздвижения Креста Господня возник на одном из самых древних мест Коломенского кремля, обжитом ещё в домонгольские времена, и составляет единый духовный комплекс с Пятницкими воротами. Церковь находится на небольшой площади, обозначенной на одном из планов XVIII века как Воздвиженская.
Сохранилась красивая легенда, повествующая о некогда стоявшей на этом месте церкви. После Коломенской битвы 1 января 1238 года и поражения союзной русской рати, войско Золотой Орды во главе с Бату-ханом захватило крепость. И, по преданию, коломенский храм вместе с молящимися погрузился под землю. Рассказывали, что долгое время после этого люди святой жизни могли расслышать звон подземного колокола.